В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Бухгалтер.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием в 2019 году

11 июня 2019, 15:59

Приводятся основные принципы налогового контроля за трансфертными ценами в Республике Беларусь с учетом изменений налогового законодательства в 2019 году, а также отдельные практические особенности его применения.

Виды сделок

Трансфертное ценообразование (далее – ЦТО) – это реализация товаров, работ или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам, применение которых позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более выгодным налогообложением.

Контроль за трансфертным ценообразованием распространяется на анализируемые сделки, указанные в ст. 88 НК, а именно:

1) внешнеторговые сделки:

● с взаимозависимыми лицами, если сумма цен сделок с одним лицом за год превысит 400 000,00 руб. для всех плательщиков, за исключением крупных плательщиков, и 2 000 000,00 руб. – для крупных плательщиков (абз. 23 подп. 3.1 п. 3 ст. 88 НК);

● с резидентами оффшорных зон, если сумма цен сделок с одним лицом за год превысит 400 000,00 руб. для всех плательщиков (подп. 3.4 п. 3 ст. 88 НК);

● по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров, если сумма цен сделок с одним лицом за год превысит 2 000 000,00 руб. (подп. 3.3 п. 3 ст. 88 НК);

СПРАВОЧНО

Перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден УказомПрезидента от 25.05.2006 № 353.

В перечень стратегических товаров включены нефть и нефтепродукты, газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие, лесоматериалы, хлорид калия, прутки из железа и нелегированной стали и др. (постановление Совета Министров от 16.06.2016 № 470 «Об утверждении перечня стратегических товаров»).

2) сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентами Республики Беларусь – взаимозависимыми лицами, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль/освобождены от налога на прибыль. Стоимостный критерий для таких сделок составляет 400 000,00 руб. для всех плательщиков, за исключением крупных плательщиков, и 2 000 000,00 руб. – для крупных плательщиков (абз. 23 подп. 3.2 п. 3 ст. 88 НК).

К таким плательщикам относятся:

● резиденты СЭЗ;

● плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, например, УСН;

● плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты ПВТ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (подп. 1.2 п. 1 ст. 88 НК);

3) сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества и жилищных облигаций, совершенные с взаимозависимыми лицами, с лицами, применяющими особые режимы налогообложения, без учета стоимостного порога (подп. 1.3 п. 1 ст. 88 НК).

ПРИМЕЧАНИЕ

Расчет стоимостных порогов производится отдельно по всем сделкам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и отдельно по всем сделкам по приобретению, совершенным с одним лицом в год (п. 4 ст. 88 НК).

ВАЖНО!

Стоимостный порог определяется исходя из цен, которые соответствуют рыночным. Иными словами, если цена сделок не соответствует рыночным условиям, то для расчета стоимостного порога нужно провести корректировку.

Не подлежат контролю соответствия рыночным ценам:

● сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, если цена (стоимость) сделки определена международным договором Республики Беларусь;

● отчуждение банку ранее переданного в залог недвижимого имущества в целях обеспечения его требований о погашении кредиторской задолженности;

● операции с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, за исключением сделки, указанной в подп. 1.3 п. 1 ст. 88 НК (п. 5 ст. 88 НК).

Понятие взаимозависимых лиц

В соответствии со ст. 20 НК физлица и (или) организации признаютсявзаимозависимыми лицами при наличии между ними отношений, которые оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц.

К таким отношениям относятся отношения:

● между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации, если доля прямого и (или) косвенного участия каждого из таких лиц в организации составляет не менее 20 %;

● между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 %, а также когда их подлинным владельцем является одно и то же физлицо;

● между организациями, состав коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более чем на 50 % состоит из одних и тех же физлиц совместно с взаимозависимыми лицами, указанными вабз. 7 ч. 2 п. 1 ст. 20 НК;

● когда одно лицо (в т.ч. физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в абз. 7 ч. 2 п. 1 ст. 20 НК) выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20 %. Прямое и (или) косвенное участие Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству, в организациях не является основанием для признания таких лиц взаимозависимыми;

● когда одно лицо осуществляет (непосредственно или косвенно) контроль над другим лицом (другими лицами);

● когда физлица состоят в соответствии с законодательством в браке, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя (удочерителя) и усыновленного (удочеренного), опекуна, попечителя и подопечного, а также между организациями, учредителями (участниками) которых они являются, если доля прямого и (или) косвенного участия таких физлиц в этих организациях составляет не менее 20 %.

ВАЖНО!

К сделкам с взаимозависимыми лицами также приравнивается совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением функции организации реализации и (или) приобретения, не использует никаких активов и (или) не принимает на себя рисков.

В соответствии с п. 2 ст. 20 НК доля участия лица в организации определяется путем сложения долей прямого и косвенного участия лица в организации.

Долей прямого участия лица в организации признается непосредственно принадлежащая ему доля акций организации или доля в уставном фонде организации, а в случае невозможности определения таких долей – доля, определяемая пропорционально количеству участников в организации. Доля косвенного участия лица в организации определяется как произведение долей прямого участия лиц в последующей организации. При наличии нескольких последовательностей организаций определенные по каждой из них доли косвенного участия суммируются.

Порядок осуществления корректировки налоговой базы

В целях определения необходимости корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговый орган производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), которой он располагает и которая соответствует требованиям гл. 11 НК.

В том случае, если после сопоставления примененных плательщиком цен с рыночными будут выявлены отклонения в сторону увеличения налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог на прибыль, налоговый орган вправе откорректировать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму указанного отклонения. При этом налоговый орган должен обосновать законность и правильность такой корректировки.

Данная корректировка проводится без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров (выполнение (приобретение) работ, оказание (приобретение) услуг). Таким образом, налоговый орган не подвергает сомнению действительность и законность указанной сделки, а также юридическую силу первичных учетных документов, составленных при ее совершении (при отсутствии признаков, указывающих на данный факт). Проведение корректировки означает изменение налоговой базы по налогу на прибыль в налоговом учете. Результаты корректировки налоговой базы по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль за проверяемый налоговый период, подлежащая доплате плательщиком в результате такой корректировки, должны быть отражены налоговым органом соответственно в акте проверки и решении по акту проверки.

При этом плательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка и доплатить налог на прибыль.

Плательщик, который произвел корректировку налоговой базы или суммы убытка, вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль представляет в налоговый орган соответствующие сведения о:

● сделке, в отношении которой произведена корректировка, где указываются дата ее совершения, наименование товара (работы, услуги) с кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, утв. Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 (кодом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83), вид имущественных прав, цена (доход, прибыль), примененная ранее, и рыночная цена (доход, прибыль), наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) контрагента по сделке;

● суммах скорректированных налоговой базы налога на прибыль или убытка.

Указанные в ч. 2 п. 5 ст. 87 НК сведения излагаются в произвольной форме и могут быть дополнены плательщиком иной информацией, характеризующей произведенную корректировку.

Корректировка налоговой базы налога на прибыль или убытка в соответствии с п. 5 ст. 87 НК производится, если она не приводит к уменьшению суммы налога на прибыль.

Рыночная цена в контексте налогового законодательства

С точки зрения налогового законодательства цена в анализируемой сделке соответствует рыночной, в случае если ее значение находится в диапазоне рыночных цен и (или) значение показателей рентабельности находится в диапазоне рыночных показателей рентабельности.

При этом цена подлежит анализу с учетом применяемых надбавок, скидок, премий, бонусов, предоставляемых при выполнении покупателем (заказчиком) условий.

До 2019 года контроль осуществлялся, если отклонение от диапазона рыночных цен составляло более 20 %.

ВНИМАНИЕ!

Для определения рыночной цены (прибыли, дохода) анализируемой сделки в целях применения методов, предусмотренных ст. 91 НК, проводится сопоставление анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с одной или несколькими сопоставляемыми сделками (п. 1 ст. 89 НК).

При сопоставлении цен по сделкам плательщика для установления правильности определения налоговой базы налоговыми органами в последовательности, приведенной ниже, используются следующие источники:

● итоги биржевых торгов в Республике Беларусь;

● статистика внешней торговли Республики Беларусь;

● итоги биржевых торгов в иностранных государствах;

● информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов госуправления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

● информация о ценах на идентичные (при их отсутствии – однородные) товары (работы, услуги) от компетентных органов иностранных государств, полученная на основании запросов налоговых органов Республики Беларусь или иных государственных органов (организаций) Республики Беларусь;

● информация о сделках, совершенных плательщиком;

● данные информационно-ценовых агентств (ст. 90 НК).

Цена анализируемой сделки соответствует рыночной цене, если:

● сделка совершена на бирже и ее цена сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством;

● цена сделки определена в ходе торгов, проведенных в ходе аукциона в соответствии с законодательством;

● плательщик совершил сделку, цена которой регулируется Президентом, госорганами, осуществляющими регулирование цен (тариф);

● имущество реализовано в соответствии с законодательством, регулирующим отношения по залогу имущества;

● цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, которое заключается с налоговыми органами;

● цена определена оценщиком, если в соответствии с законодательством проведение оценки является обязательным условием при совершении сделки;

● другие источники (ч. 3 п. 3 ст. 87 НК).

С 2019 года у плательщиков появилось право заключать с МНС соглашение о ценообразовании.

Обратиться с заявлением в МНС для заключения такого соглашения могут организации (п. 1 ст. 98 НК):

● включенные в перечень крупных плательщиков;

● совершившие анализируемые сделки в сумме более 2 000 000,00 руб.

Методы определения рыночных цен

При применении правил ТЦО налоговыми органами используются следующие методы:

● метод сопоставимых рыночных цен (ст. 92 НК);

● метод цены последующей реализации (ст. 93 НК);

● затратный метод (ст. 94 НК);

● метод сопоставимой рентабельности (ст. 95 НК);

● метод распределения прибыли (ст. 96 НК).

В целях определения рыночной цены используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий анализируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены анализируемой сделки рыночной цене. Однако все же существует приоритет в последовательности анализа возможности их применения за исключением затратного метода и метода сопоставимой рентабельности. Иными словами, в случае невозможности применения первых двух методов должен использоваться тот метод, который позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен в сделке рыночным ценам. Метод распределения прибыли применяется при невозможности использования иных методов. Допускается использование комбинации двух и более методов. Налоговые органы при проведении контроля должны будут использовать метод ТЦО, примененный плательщиком за исключением случаев, когда налоговый орган обоснует, что примененный плательщиком метод не позволяет наиболее точно определить рыночную цену применительно к анализируемой сделке (п. 6 ст. 91 НК).

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным по отношению ко всем другим методам (абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 91 НК). Он заключается в сопоставлении цены в анализируемой сделке с диапазоном рыночных цен идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, примененных в сопоставимых сделках.

Сопоставление цены анализируемой сделки с диапазоном рыночных цен идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), имущественных прав проводится на основании информации о ценах, сложившихся до даты совершения анализируемой сделки. При этом выбираются даты, ближайшие к анализируемой сделке.

Метод цены последующей реализации

Метод цены последующей реализации является приоритетным по отношению к другим методам, за исключением метода сопоставимых рыночных цен.

Указанный метод заключается в сопоставлении валовой рентабельности при последующей реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (полученных) в анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок), с диапазоном рыночных показателей рентабельности по сопоставимым сделкам (при их отсутствии – организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность) (п. 1 ст. 93 НК).

Затратный метод

Затратный метод заключается в сопоставлении показателя валовой рентабельности затрат анализируемой стороны сделки с диапазоном рыночных показателей рентабельности, составленным из показателей валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках (при их отсутствии – организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность) (п. 1 ст. 94 НК).

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении одного из показателей рентабельности, сложившегося у анализируемой стороны сделки по анализируемой сделке, с диапазоном рыночных показателей рентабельности, составленным из соответствующих показателей рентабельности в сопоставимых сделках (при их отсутствии – организаций, осуществляющих сопоставимую деятельность) (п. 1 ст. 95 НК).

Метод распределения прибыли

В соответствии с п. 1 ст. 96 НК метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами анализируемой сделки совокупной прибыли (убытка), полученной (полученного) всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

Распределение прибыли (убытка) между сторонами анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок) производится на основании оценки их вклада в совокупную прибыль анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок).

Информирование налоговых органов об анализируемых сделках

Согласно п. 1 ст. 97 НК при совершении сделок, подпадающих под контроль ТЦО, плательщик обязан представить в налоговый орган об этом информацию путем внесения сведений о каждой совершенной сделке в ЭСЧФ при направлении его на Портал МНС. Сведения вносятся в ЭСЧФ независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.

Работниками МНС высказана позиция о необходимости направления на Портал ЭСЧФ по услугам, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, т.е. независимо от необходимости создания ЭСЧФ в соответствии с нормативными правовыми предписаниями ст. 131 НК плательщик должен создать ЭСЧФ в соответствии с требованиями ст. 97 НК, если осуществляемая им операция попадает в категорию анализируемых в соответствии с гл. 11 НК сделок.

Кроме того, НК предусматривает обязанность плательщиков предоставлять по требованию налоговых органов экономическое обоснование примененной цены/документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены в отношении совершенных ими в течение года контролируемых сделок (п. 35 ст. 97 НК).

В отношении документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены, законодательством предусмотрена прямая обязанность ее составления независимо от того, истребуют ее налоговые органы у плательщика или нет, по следующим анализируемым сделкам:

● внешнеторговой сделке с взаимозависимым лицом, совершенной плательщиком, включенным в перечень крупных плательщиков;

● внешнеторговой сделке по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров.

Налоговый орган вправе истребовать у плательщика документацию при проведении проверок, но не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки. При проведении проверки, за исключением камеральной проверки, документация истребуется только за проверяемый период (п. 3 ст. 97 НК).

Документация представляется по форме, установленной МНС, по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок).

Согласно п. 5 ст. 97 НК налоговый орган вправе истребовать у плательщика экономическое обоснование примененной цены по анализируемым сделкам, за исключением сделок, по которым плательщик обязан представлять документацию.

За налоговые периоды 2019–2022 годов пеня по доначислению налога на прибыль в результате контроля за ТЦО не начисляется при условии уплаты этой суммы налога на прибыль не позднее 5 дней со дня подачи налоговой декларации с корректировкой.

 

налоговый консультант, аудитор "UHY БизнесКоллегия", председатель экспертного совета Палаты налоговых консультантов

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 мая 2019 г.

Воспроизведение, распространение, публичная демонстрация и другое подобное использование аналитических материалов, размещенных в информационно-правовой системе «Нормативка.by», допускается только с письменного согласия ОДО «Профигруп».

Тематика: Налогообложение

Новости по теме:

Порталы для специалистов

Курсы валют

Банки 26.08.2019
1 USD 2,0560 2,0580
1 EUR 2,2900 2,2850
100 RUB 3,1150 3,1200
Нацбанк 26.08.2019
1 USD 2,0566
1 EUR 2,2759
100 RUB 3,1349
Голосование
Знаете ли вы что такое обратное наставничество?



Думаете, молодой человек способен ничему научить старшего коллегу?




Существует ли в какой-либо форме обратное наставничество в вашей компании?



Погода

Вы можете выбрать другой город для информера
Ближайшие праздники