В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Бухгалтер.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 
RSS Печать

Аттестация

Рубрика: Делопроизводство
Ответов: 51

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая ← Пред.1 2 3 4 5 6 След. → Последняя (6) »
Marish
Статус гостя неизвестенMarish (гость)
mari_hr@tut.by
#1[7450]  27 марта 2008, 11:59
Оценок нет
Уважаемые коллеги, поделитесь знаниями.
Есть ли стандартная форма аттестационного листа и протокола заседания комиссии?
Если есть – скиньте плиз на e-mail: ред. модератора
000
Статус неизвестен000
[e-mail скрыт]
Республика Беларусь, нет
#2[7458] 27 марта 2008, 12:27
Свиток: Положение об аттестации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 октября 1996 г. г.Минск N 84


Об утверждении Типового положения об аттестации руководителей и
специалистов предприятий, учреждений и организаций


В целях совершенствования работы по подбору, расстановке и
переподготовке руководителей и специалистов предприятий, учреждений
и организаций Министерство труда Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Типовое положение об аттестации руководителей и
специалистов предприятий, учреждений и организаций.


Министр А.В. Соснов


УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Министерства
труда Республики Беларусь
от 31 октября 1996 г. N 84


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об аттестации руководителей и специалистов
предприятий, учреждений и организаций

===

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Аттестация руководителей и специалистов (в дальнейшем -
работников) предприятий, учреждений и организаций независимо от форм
собственности (в дальнейшем - нанимателей) проводится в целях:
улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышения
их деловой квалификации, качества и эффективности труда;
обеспечения более тесной связи материальных и моральных
стимулов с результатами труда.

2. Основными задачами аттестации являются:
объективная оценка результатов деятельности работников и
установление соответствия их занимаемым должностям;
выявление кандидатур в резерв на выдвижение;
определение необходимости повышения квалификации,
профессиональной подготовки или переподготовки работников.

3. Решение о проведении аттестации, перечень работников,
подлежащих аттестации и периодичность ее проведения определяется
нанимателем.

4. От аттестации освобождаются:
лица, проработавшие в данной должности, либо по данной
профессии менее одного года;
выпускники дневных учебных заведений в течение первого года
работы после окончания учебы;
беременные женщины;
работники, находящиеся на длительном излечении;
женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех
лет, в течение первого года после выхода их на работу.

5. Аттестация руководителей, назначение или утверждение которых
производится вышестоящими органами, осуществляется аттестационными
комиссиями этих органов.

6. Министерства и другие центральные органы управления, исходя
из настоящего Типового положения, разрабатывают отраслевые положения
об аттестации руководителей и специалистов, в которых
конкретизируются сроки, критерии и методы оценки
профессионально-деловых и личных качеств с учетом специфики и
профиля трудовой деятельности.
Перечень материалов, необходимых для организации и проведения
аттестации работников, прилагается.


2. ПОДГОТОВКА К АТТЕСТАЦИИ

7. Организационная работа по подготовке к аттестации
осуществляется кадровой службой нанимателя при участии руководителей
структурных подразделений, представителей работников и (или)
общественных организаций и включает в себя:
подготовку приказа нанимателя о проведении аттестации;
составление списков работников, подлежащих аттестации, и
работников, временно освобожденных от нее;
установление количества аттестационных комиссий и их состав;
подготовку графиков проведения аттестации;
подготовку характеристик на аттестуемых работников;
подготовку бланков аттестационных листов, протоколов заседания
аттестационных комиссий;
проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения
аттестации.

8. Приказ об аттестации утверждает сроки и график проведения
аттестации, список аттестуемых, председателя, секретаря и членов
аттестационной комиссии, перечень необходимых материалов на
аттестуемых и порядок их представления и доводится до сведения
работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

9. Аттестационная комиссия назначается из числа руководящих
работников нанимателя и его структурных подразделений,
высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также
представители работников и (или) общественных организаций -
участников коллективных договоров (соглашений).
При необходимости создаются несколько аттестационных комиссий,
специализация которых зависит от особенностей
профессионально-квалификационного состава работников, подлежащих
аттестации.

10. На каждого работника, подлежащего аттестации, составляется
служебная аттестационная характеристика. Подписывается она
непосредственным руководителем аттестуемого работника и вместе с
должностной инструкцией представляется в комиссию не позднее чем за
две недели до начала аттестации.

Характеристика должна содержать полную и объективную оценку
профессионально-деловых и личностных качеств аттестуемого работника,
выполнения должностных обязанностей, результатов его практической
деятельности.
Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с характеристикой
не менее чем за неделю до начала аттестации.


3. РАБОТА АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

11. Аттестационная комиссия проводит свои заседания в
соответствии с графиком, предварительно изучив поступившие на
аттестуемых работников документы.
На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается
председателем и секретарем комиссии.

12. Аттестационная комиссия: рассматривает представленные
материалы; заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого
работника и самого работника, задает им вопросы; проводит при
необходимости тестирование, в том числе и с применением ЭВМ.

13. Аттестация проводится, как правило, с участием аттестуемого
работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки
работника на заседание комиссии без уважительных причин аттестация
проводится в его отсутствие. Работники, не прибывшие на заседание
комиссии по уважительным причинам, аттестуются в другие,
предусмотренные графиком, дни.

14. На основании представленной аттестационной характеристики и
с учетом обсуждения результатов работы аттестуемого работника
аттестационная комиссия, приняв решение о порядке голосования
(открытое, тайное), дает одну из следующих оценок деятельности
работника: соответствует занимаемой должности; соответствует
занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения
рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через год; не
соответствует занимаемой должности.

Комиссия может давать рекомендации о выдвижении на вышестоящую
должность, о повышении квалификационной категории, о переводе
аттестуемого в другие подразделения с учетом его профессиональных
наклонностей, уровня и профиля специальной подготовки, деловых и
личностных качеств; о повышении должностных окладов; о необходимости
повышения квалификации, переподготовки работников и пр.

15. Аттестация членов комиссии проводится на общих основаниях в
составе тех подразделений, руководителями или специалистами которых
они являются.

16. Аттестация и голосование проводится при участии на
заседании не менее двух третей числа членов аттестационной комиссии.
Решение и рекомендации считаются принятыми, если за них
проголосовало большинство присутствующих членов комиссии. При
равенстве голосов принимается решение в пользу аттестуемого.

17. По результатам аттестации оформляется аттестационный лист.

18. Решение об оценке деятельности работника и рекомендации
принимаются в отсутствие аттестуемого и объявляются непосредственно
после голосования.

19. Предложения аттестуемых работников заносятся секретарем
комиссии в специальную форму учета для их дальнейшего рассмотрения с
целью определения необходимости и возможности практического
использования.

20. Материалы аттестации в недельный срок после ее завершения
передаются нанимателю. Решения аттестационной комиссии носят
рекомендательный характер.

21. Аттестационный лист и служебная аттестационная
характеристика после завершения аттестации передаются в кадровую
службу для хранения в личном деле аттестуемого.

4. РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ

22. Нанимателем по материалам аттестации в месячный срок
принимается решение, оформляемое приказом.

23. В приказе указываются работники, которые повышены в
должности, поощрены, а также работники, которым аттестационная
комиссия вынесла оценку "не соответствует занимаемой должности",
"соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и
выполнения рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через
год".

24. На основании оценки аттестационной комиссии о
несоответствии занимаемой должности наниматель вправе оставить
работника в прежней должности, перевести с его согласия на другую
работу, а при невозможности перевода допускается увольнение по п.2
ст.33 КЗОТ Республики Беларусь.

25. Споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в
соответствии с законодательством.


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Типовому положению об аттестации руководителей и
специалистов предприятий, учреждений и организаций


Примерная форма приказа

N _____________ от "____"_________19 ___ г.


О проведении аттестации руководителей и специалистов


1. В целях улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров,
повышения их деловой квалификации, качества и эффективности работы,
обеспечения более тесной связи материальных и моральных стимулов с
результатами труда провести аттестацию руководителей и специалистов
в период
с _________________ по __________________________ .

2. Списки работников, подлежащих аттестации, утвердить.

3. Для проведения аттестации создать три аттестационные
комиссии.

3.1. Аттестационная комиссия N 1 по аттестации начальников
цехов и отделов в составе: председатель - ..., секретарь - ...,
члены комиссии - ... .

3.2. Аттестационная комиссия N 2 по аттестации заместителей
начальников отделов, цехов в составе ... .

3.3. ...

4. Заместителям руководителя, начальникам отделов, цехов ...
подготовить характеристики на подлежащих аттестации работников и
представить их в аттестационные комиссии не позднее чем за две
недели до начала аттестации.

5. Графики проведения заседаний аттестационных комиссий
(Приложение к приказу N 1) утвердить.

6. Руководителям отделов, цехов, служб, аттестационным
комиссиям провести разъяснительную работу о целях и порядке
проведения аттестации.

7. Отделу кадров обеспечить методическую подготовку аттестации,
инструктирование руководителей структурных подразделений о подходах
к оценке и составлению аттестационных характеристик на работников.

8. Председателям аттестационных комиссий, отделу кадров не
позднее недели после завершения аттестации представить материалы
аттестации работников для принятия директором решений.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя директора по кадрам.

Руководитель предприятия


"____"__________ 19 ___ г.


АТТЕСТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Фамилия, имя, отчество ______________________________
Год рождения _______________________________________
Окончил _____________________________________________
Специальность по образованию ________________________
Должность, дата назначения __________________________

1. Профессионально-деловые качества:

1.1. Знание документов, регламентирующих его трудовую
деятельность.

1.2. Уровень квалификации (глубина специальных, технических,
экономических знаний), стремление повышать свою профессиональную
компетентность.

1.3. Знание достижений отечественной и зарубежной науки и
практики по специальности, тенденции их развития.

1.4. Способность в короткие сроки внедрять все новое, передовое
в практику работы, наличие творческого подхода к делу.

1.5. Способность анализировать новую ситуацию и принимать
соответствующие решения возникших проблем.

1.6. Предприимчивость, умение оперативно принимать решения по
достижению поставленной цели, повышению конкурентоспособности
продукции.

1.7. Способность на практике применять функции руководства
(планировать, организовывать, регулировать, координировать,
контролировать и анализировать работу подчиненных). *)

1.8. Своевременность и степень выполнения должностных
обязанностей, способность справляться с большим объемом работы.

1.9. Ответственность за результаты работы.

1.10. Компетентность в вопросах экономики, трудового и
хозяйственного законодательства, охраны труда и техники
безопасности, экологии и др.

2. Конкретные результаты трудовой деятельности, личный вклад,
инициативные дела, качество выполненных работ.

3. Личные качества работника, его авторитет и воздействие на
социально-психологический климат коллектива.

3.1. Способность создавать (поддерживать) в коллективе
атмосферу высокой взаимотребовательности, доброжелательности,
заинтересованности в достижении поставленных целей.

3.2. Способность не допускать конфликтных ситуаций в
коллективе; уравновешенность и самообладание при разрешении
возникших конфликтов.

3.3. Дисциплинированность, исполнительность, настойчивость в
доведении начатого дела до конца.

3.4. Умение взять на себя ответственность, отстаивать свои
взгляды.

3.5. Честность, правдивость, скромность.

3.6. Вежливость и тактичность в отношении к руководству,
коллегам, подчиненным.

4. Общий культурный уровень, кругозор.


Вывод: соответствует (соответствует при определенных условиях)
занимаемой должности; достоин выдвижения на вышестоящую должность;
не соответствует занимаемой должности.


Дата Подпись лица, давшего
характеристику

"Согласен" (не согласен: обоснование)

Дата Подпись аттестуемого

------------------------------------------------
*) Примечание: пункт 1.7 только для руководителей


АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________
_________________________________________________
2. Год рождения _____________________________________
3. Специальность ____________________________________
4. Образование _____________________________________
5. Стаж работы по специальности ____________________
6. Стаж работы на данном предприятии _______________
7. Занимаемая должность, дата
назначения ______________________________________
8. Повышение квалификации __________________________
9. Вопросы к аттестуемому и ответы на них __________
_________________________________________________
_________________________________________________
10. Замечания и предложения, высказанные членами
аттестационной комиссии ____________________________
_______________________________________________
11. Замечания и предложения, высказанные
аттестуемым работником _____________________________
_________________________________________________
12. Оценка деятельности работников по
результатам голосования ____________________________
_________________________________________________
количество за _________ против ___________
13. Рекомендации аттестационной комиссии ____________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________


Председатель аттестационной
комиссии

Секретарь аттестационной
комиссии
Члены:

Дата аттестации
С аттестационным листом ознакомились
000
Статус неизвестен000
[e-mail скрыт]
Республика Беларусь, нет
#3[7461] 27 марта 2008, 12:35
ПРОТОКОЛ
заседания аттестационной комиссии
Свиток: протокол

__________________________________________________________________________

(наименование организации (органа управления)

по __________________________________________________________________

______________________
_____________________

(дата заседания)
(город)




Присутствовало на заседании _____ членов аттестационной комиссии.

Повестка дня: _________________________________________________________________

Слушали: _____________________________________________________________________

Вопросы аттестуемому: _________________________________________________________

Ответы аттестуемого: __________________________________________________________

Результаты голосования: за – ____ против – ______

Решили: ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Рекомендации аттестационной комиссии: _________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



Председатель

аттестационной комиссии ______________

________________________

(подпись)

(И.О.Фамилия)

Секретарь

аттестационной комиссии ______________

________________________

(подпись)

(И.О.Фамилия)

Члены

аттестационной комиссии: ______________

________________________

(подпись)

(И.О.Фамилия)

______________

________________________

______________

________________________


«__» _____________ 200_ г.
Marish (гость)
Статус гостя неизвестенMarish (гость)
mari_hr@tut.by
#4[7595] 28 марта 2008, 9:32
Спасибо большое
izum
Статус неизвестенizum
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#5[267695] 14 марта 2011, 17:45
Уважаемые специалисты.В нашей организации образования аттестация сотрудников и преподавателей за последние лет 10 не проводилась. Пару раз проводилась оценка профессиональной компетенции профессорского-преподавательского состава. Меня пытаются убедить, что это то же самое, что и аттестация. Не подскажете, по законодательству аттестация по документам так и должна называться "аттестация"? Будет ли считаться проведенная оценка компетентности преподавателей аттестацией?(конечно понимаю, что все зависит от того как была организована и проведена сама оценка компетентности, но все же, возможна ли такая подмена понятий?
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Scorpion_grass
Статус неизвестенScorpion_grass
[e-mail скрыт]
Минск - жизни моей прописка!
#6[267707] 14 марта 2011, 18:11
Свиток: про аттестацию

ЗАЦВЕРДЖАНА
загадам мiнiстра
адукацыi i навукi
Рэспублiкi Беларусь
07.12.1995 N 456

ПАЛАЖЭННЕ
АБ АТЭСТАЦЫI ПЕДАГАГIЧНЫХ РАБОТНIКАЎ СIСТЭМЫ АДУКАЦЫI
(АКРАМЯ ВЫШЭЙШЫХ НАВУЧАЛЬНЫХ УСТАНОЎ)
РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

(в ред. постановлений Минобразования от 30.11.2000 N 55,
от 20.12.2002 N 56, от 26.04.2006 N 40)

Глава 1. АГУЛЬНЫЯ ПАЛАЖЭННI

1. Палажэнне аб атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя вышэйшых навучальных устаноў) Рэспублiкi Беларусь (далей - Палажэнне) распаўсюджваецца на ўсе ўстановы адукацыi незалежна ад ведамаснай падпарадкаванасцi i формы ўласнасцi.
У адпаведнасцi з гэтым Палажэннем атэстуюцца педагагiчныя работнiкi санаторна-курортных i аздараўленчых арганiзацый.
(часть вторая п. 1 введена постановлением Минобразования от 26.04.2006 N 40)
2. Мэтай атэстацыi педагагiчных работнiкаў з'яўляецца стымуляванне росту iх навукова-тэарэтычнага ўзроўню, прафесiйнага майстэрства, развiцця творчай iнiцыятывы, павышэння iх прэстыжу i аўтарытэту.
3. Асноўнымi прынцыпамi атэстацыi педагагiчных работнiкаў з'яўляюцца калегiяльнасць, сiстэмнасць, цэласнасць экспертных ацэнак, якiя забяспечваюць аб'ектыўныя, карэктныя, гуманныя адносiны да педагагiчных работнiкаў.
4. Пры атэстацыi педагагiчных работнiкаў вызначаюцца ўзровень квалiфiкацыi, вынiкi працоўнай дзейнасцi, iх дзелавыя i асабiстыя якасцi, робяцца вывады аб прысваеннi, пацвярджэннi цi знiжэннi квалiфiкацыйных катэгорый.
5. Вынiкi атэстацыi педагагiчных работнiкаў з'яўляюцца асновай iх дыферэнцыраванай аплаты працы.
6. Атэстацыя педагагiчнага работнiка праводзiцца па кожнай займаемай iм пасадзе.

Глава 2. АТЭСТАЦЫЙНАЯ КАМIСIЯ, ЯЕ СКЛАД

7. Атэстацыя педагагiчных работнiкаў праводзiцца ва ўстанове адукацыi. Для яе правядзення на сходзе педагагiчнага калектыву, на якiм павiнна прысутнiчаць больш за палову педагагiчных работнiкаў, шляхам тайнага галасавання выбiраецца атэстацыйная камiсiя ў складзе не менш чым з пяцi членаў. Абранымi ў яе могуць быць, як правiла, педагогi вышэйшай i першай катэгорыi, якiя атрымалi большую колькасць галасоў членаў педагагiчнага калектыву, што прынялi ўдзел у галасаваннi.
8. У склад атэстацыйнай камiсii ўключаюцца дадаткова па адным прадстаўнiку адмiнiстрацыi i прафсаюзнага камiтэта ўстановы адукацыi.
9. Асобы, якiя праходзяць атэстацыю ў перыяд работы камiсii, не могуць уваходзiць у яе склад.
10. Персанальны склад камiсii афармляецца загадам кiраўнiка ўстановы адукацыi i да 1 кастрычнiка павiнен быць даведзены да ведама педагагiчных работнiкаў. У рабоце атэстацыйнай камiсii з правам рашаючага голасу могуць прымаць удзел па адным прадстаўнiку вышэйстаячых органаў кiравання адукацыяй i камiтэтаў прафсаюза.
11. Для атэстацыi педагагiчных работнiкаў устаноў адукацыi, у якiх з-за малой колькасцi педагагiчных работнiкаў немагчыма стварыць атэстацыйную камiсiю ў азначанай колькасцi, i для разгляду канфлiктных сiтуацый ствараюцца атэстацыйныя камiсii органаў непасрэднага кiравання адукацыяй. Пералiк устаноў адукацыi, работнiкi якiх атэстуюцца гэтымi камiсiямi, вызначаецца загадам кiраўнiка органа кiравання па ўзгадненню з адпаведным органам прафсаюза.
Атэстацыйная камiсiя органа кiравання адукацыяй у складзе не менш чым з 7 чалавек ствараецца яго кiраўнiцтвам з лiку прадстаўнiкоў падведамных устаноў адукацыi i метадычных службаў. У склад камiсii ўключаецца па адным прадстаўнiку органа кiравання i адпаведнага камiтэта прафсаюза. Персанальны склад камiсii афармляецца загадам органа кiравання адукацыяй i да 1 кастрычнiка даводзiцца да ведама работнiкаў усiх падначаленых устаноў адукацыi.
12. Тэрмiн паўнамоцтваў атэстацыйнай камiсii адзiн год, лiчачы ад даты афармлення загаду аб яе стварэннi.

Глава 3. ПАРАДАК ПРАВЯДЗЕННЯ АТЭСТАЦЫI

13. Да атэстацыi дапускаюцца педагагiчныя работнiкi, якiя маюць адукацыю ў адпаведнасцi з квалiфiкацыйнымi патрабаваннямi i стаж работы на пасадзе, па якой яны атэстуюцца, 2 гады, а для першай i вышэйшай квалiфiкацыйных катэгорый - 3 гады з дня прысваення папярэдняй квалiфiкацыйнай катэгорыi.
Асобы, якiя атрымалi дыплом аб вышэйшай адукацыi з адзнакай або якiя маюць акадэмiчную ступень магiстра, дапускаюцца да атэстацыi на другую квалiфiкацыйную катэгорыю пры наяўнасцi стажу работы на адпаведнай пасадзе 1 год.
Асобы, якiм прысуджана вучоная ступень цi прысвоена вучонае званне, дапускаюцца да атэстацыi на першую квалiфiкацыйную катэгорыю пры наяўнасцi стажу работы на адпаведнай пасадзе 1 год, а на вышэйшую квалiфiкацыйную катэгорыю - 2 гады з дня прысваення папярэдняй квалiфiкацыйнай катэгорыi.
(п. 13 в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
14. Работнiкi, якiя не маюць спецыяльнай падрыхтоўкi, устаноўленай квалiфiкацыйнымi патрабаваннямi, але якасна выконваюць ускладзеныя на iх службовыя абавязкi, павышаюць сваю квалiфiкацыю i ў якiх стаж работы на пасадзе, па якой яны атэстуюцца, складае не менш як 3 гады, праходзяць атэстацыю ва ўстаноўленым гэтым Палажэннем парадку.
(в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
15. Асобам, якiя маюць сярэднюю агульную адукацыю, не можа быць прысвоена квалiфiкацыйная катэгорыя.
16. Кiраўнiкi ўстаноў адукацыi, работнiкi органаў кiравання адукацыяй i метадычных службаў, а таксама спецыялiсты народнай гаспадаркi, якiя маюць педагагiчную нагрузку, праходзяць атэстацыю на прысваенне квалiфiкацыйнай катэгорыi ва ўстаноўленым гэтым Палажэннем парадку.
17. Са згоды педагагiчнага савета адмiнiстрацыя ўстановы адукацыi мае права патрабаваць адзiн раз у пяць гадоў абавязковай атэстацыi педагагiчных работнiкаў, якiя знiзiлi ўзровень сваёй работы. Такая атэстацыя не можа прымяняцца да работнiкаў, якiя працавалi менш за два гады з моманту папярэдняй атэстацыi, цяжарных жанчын i жанчын, якiя маюць дзяцей ва ўзросце да 3 гадоў. Калi работнiк без уважлiвых прычын адмаўляецца прайсцi атэстацыю, то яна можа быць праведзена i ў яго адсутнасць.
18. Прысваенне квалiфiкацыйных катэгорый (другой, першай, вышэйшай) ажыццяўляецца паслядоўна.
19. Для прэтэндэнтаў на вышэйшую катэгорыю атэстацыя складаецца з квалiфiкацыйнага экзамену i атэстацыйнай гутаркi.
Экзамен папярэднiчае гутарцы i праводзiцца ў адпаведнасцi з Палажэннем аб квалiфiкацыйным экзамене. Педагагiчны работнiк можа здаваць экзамен у час праходжання чарговых курсаў павышэння квалiфiкацыi, пасля спецкурсаў па паглыбленню ведаў па асобных напрамках педагагiчнай дзейнасцi цi экстэрнам.
20. Ад абавязковай здачы квалiфiкацыйнага экзамену вызваляюцца:
20.1. педагагiчныя работнiкi, якiя маюць дзяржаўныя ўзнагароды Рэспублiкi Беларусь (БССР) i былога Саюза ССР, прысвоеныя за дасягненнi ў галiне адукацыi;
20.2. настаўнiкi i выкладчыкi, якiя маюць вучонае званне, ступень цi прыйшлi працаваць ва ўстановы адукацыi з пасады старшага выкладчыка, навуковага супрацоўнiка вышэйшай навучальнай установы або навукова-даследчай установы, метадыстаў, загадчыкаў кабiнетаў, аддзелаў метадычных устаноў усiх найменняў, устаноў павышэння квалiфiкацыi, калi iх вучонае званне, ступень цi работа на асноўнай пасадзе адпавядае таму прадмету, якi яны выкладаюць ва ўстанове адукацыi;
20.3. настаўнiкi, выкладчыкi, якiя з'яўляюцца аўтарамi падручнiкаў, вучэбна-метадычных комплексаў, вучэбных дапаможнiкаў;
(в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
20.4. педагагiчныя работнiкi, якiя сталi пераможцамi i лаўрэатамi рэспублiканскага або пераможцамi абласных, Мiнскага гарадскога конкурсаў прафесiйнага майстэрства;
20.5. педагагiчныя работнiкi, якiя маюць стаж работы ў першай квалiфiкацыйнай катэгорыi на адпаведнай пасадзе 10 i больш гадоў з дня яе прысваення;
(пп. 20.5 в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
20.6. кiраўнiкi гурткоў з лiку педагагiчных работнiкаў, калектывы якiх атрымалi пад iх кiраўнiцтвам званне "ўзорнага" цi "народнага";
20.7. педагагiчныя работнiкi, якiя падрыхтавалi пераможцаў (дыпломы I, II, III ступенi) мiжнародных алiмпiяд, рэспублiканскай алiмпiяды па агульнаадукацыйных прадметах навучэнцаў устаноў адукацыi, якiя забяспечваюць агульную сярэднюю, прафесiянальна-тэхнiчную, сярэднюю спецыяльную адукацыю, пераможцаў мiжнародных i рэспублiканскiх конкурсаў i фестываляў тэхнiчнай i мастацкай творчасцi навучэнскай моладзi, а таксама афiцыйных спартыўных спаборнiцтваў, якiя праводзяцца ў адпаведнасцi з рэспублiканскiмi каляндарнымi планамi, i мiжнародных спартыўных спаборнiцтваў;
(пп. 20.7 в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
20.8. педагагiчныя работнiкi - пераможцы конкурсу настаўнiкаў, навукова-педагагiчных работнiкаў i iншых асоб, якiя ўнеслi асабiсты ўклад у фармiраванне новай, больш эфектыўнай сiстэмы адукацыi, распрацоўку сучасных методык развiцця здольнасцей адоранай моладзi ў галiне навукi, тэхнiкi перадавых тэхналогiй, якiм уручана пасведчанне спецыяльнага фонду Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь па сацыяльнай падтрымцы адораных навучэнцаў i студэнтаў.
(пп. 20.8 введен постановлением Минобразования от 26.04.2006 N 40)
21. Працэдура атэстацыi не павiнна перавышаць 3 месяцаў з дня падачы заявы педагагiчным работнiкам у атэстацыйную камiсiю.
Для прэтэндэнтаў на вышэйшую катэгорыю гэты тэрмiн адлiчваецца з дня прадстаўлення дакумента аб здачы квалiфiкацыйнага экзамену.
22. Калi атэстуемы не здаў квалiфiкацыйны экзамен на вышэйшую катэгорыю, далейшая яго атэстацыя не праводзiцца. Праз год ён можа праходзiць атэстацыю ва ўстаноўленым парадку.
У выпадку, калi атэстуемы здаў квалiфiкацыйны экзамен, але ў навучальна-выхаваўчай установе не атрымаў квалiфiкацыйнай катэгорыi, ён мае права прайсцi атэстацыю на працягу трох гадоў без здачы квалiфiкацыйнага экзамену.
23. Для прэтэндэнтаў на другую i першую катэгорыi квалiфiкацыйны экзамен не праводзiцца.
24. Педагагiчныя работнiкi, якiя выказалi жаданне прайсцi атэстацыю i атрымаць вышэйшую катэгорыю, падаюць пiсьмовую заяву ў атэстацыйную камiсiю ўстановы адукацыi да 10 кастрычнiка, а прэтэндэнты на другую i першую катэгорыi - на працягу навучальнага года, але не пазней чым да 25 сакавiка бягучага года.
(в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
25. Графiк праходжання атэстацыi на вучэбны год (пасля разгляду заяў атэстацыйнай камiсii, што фiксуецца пратакольным запiсам) прэтэндэнтаў на вышэйшую катэгорыю складаецца не пазней 15 кастрычнiка, а прэтэндэнтаў на другую i першую катэгорыi - не пазней 1 красавiка бягучага года.
Графiк зацвярджаецца загадам кiраўнiка i ўзгадняецца з прафсаюзным камiтэтам установы адукацыi. Атэстуемыя знаёмяцца з графiкам у дзесяцiдзённы тэрмiн пад роспiс.
26. Атэстацыйная камiсiя ў адпаведнасцi з графiкам атэстацыi праводзiць вывучэнне педагагiчнай дзейнасцi атэстуемага, кiруючыся патрабаваннямi тарыфна-квалiфiкацыйных характарыстык, метадычнымi рэкамендацыямi па ацэнцы дзейнасцi педагагiчных работнiкаў.
27. З улiкам аналiзу педагагiчнай дзейнасцi атэстуемага праводзiцца атэстацыйная гутарка. Не пазней чым за тыдзень атэстуемага трэба азнаёмiць з яго характарыстыкай за подпiсам кiраўнiка i старшынi прафкома ўстановы адукацыi. У час гутаркi супастаўляюцца ацэначныя меркаваннi адмiнiстрацыi, членаў камiсii i атэстуемага, робяцца вывады аб эфектыўнасцi, вынiках яго педагагiчнай працы, маральна-асобасных якасцях педагагiчнага работнiка, абмяркоўваюцца шляхi самаўдасканалення, паляпшэння педагагiчнай дзейнасцi, перспектывы яго прафесiянальнага росту i павышэння квалiфiкацыi.
28. Абмеркаванне атэстацыйных матэрыялаў праводзiцца ў прысутнасцi атэстуемага i падрабязна фiксуецца пратакольным запiсам.
29. Атэстацыйныя матэрыялы (асабiстая заява, характарыстыка, даведка аб здачы квалiфiкацыйнага экзамену, пратаколы пасяджэння камiсii, аналiтычныя матэрыялы вывучэння педагагiчнай дзейнасцi атэстуемага) захоўваюцца ва ўстанове адукацыi 5 гадоў.
Кнiга пратаколаў пасяджэнняў атэстацыйнай камiсii павiнна быць прашнуравана, пранумаравана i замацавана подпiсам кiраўнiка i пячаткай. Пратаколы падпiсваюцца старшынёй i ўсiмi членамi атэстацыйнай камiсii.
30. Пры праходжаннi атэстацыi ва ўстаноўленым гэтым Палажэннем парадку маюць права (незалежна ад стажу работы на пасадзе, па якой атэстуюцца) прэтэндаваць на прысваенне той жа квалiфiкацыйнай катэгорыi, якая iм была прысвоена раней, наступныя педагагiчныя работнiкi:
настаўнiкi-дэфектолагi (пры абавязковай наяўнасцi дыплома аб перападрыхтоўцы з прысваеннем квалiфiкацыi "настаўнiк-дэфектолаг"), метадысты, педагогi-арганiзатары, педагогi сацыяльныя, педагогi-псiхолагi (пры абавязковай наяўнасцi дыплома аб перападрыхтоўцы з прысваеннем квалiфiкацыi "практычны псiхолаг ва ўстановах адукацыi"), выхавальнiкi, выхавальнiкi дашкольных устаноў, канцэртмайстры, акампанiятары, трэнеры-выкладчыкi, кiраўнiкi фiзiчнага выхавання, майстры вытворчага навучання, калi яны перайшлi на гэтыя пасады з пасады настаўнiка цi выкладчыка;
настаўнiкi, калi яны перайшлi на гэтую пасаду з пасады настаўнiка-дэфектолага;
выхавальнiкi, калi яны перайшлi на гэтую пасаду з пасады майстра вытворчага навучання;
выхавальнiкi-метадысты дашкольных устаноў, метадысты, выхавальнiкi, калi яны перайшлi на гэтыя пасады з пасады настаўнiка-дэфектолага, выхавальнiка дашкольнай установы, педагога сацыяльнага;
выхавальнiкi дашкольных устаноў, калi яны перайшлi з пасады настаўнiка-дэфектолага, выхавальнiка, метадыста, педагога сацыяльнага, педагога-псiхолага;
педагогi-псiхолагi, педагогi сацыяльныя, калi яны перайшлi з пасады выхавальнiка дашкольнай установы;
музычныя кiраўнiкi, калi яны перайшлi з пасады настаўнiка цi выкладчыка, выхавальнiка дашкольнай установы, акампанiятара, канцэртмайстра;
кiраўнiкi гурткоў (клубаў па iнтарэсах, калектываў, аматарскiх аб'яднанняў, секцый, студый, турысцкiх груп i iншых), калi яны перайшлi на гэтыя пасады з пасады настаўнiка цi выкладчыка, выхавальнiка, выхавальнiка дашкольнай установы, музычнага кiраўнiка, трэнера-выкладчыка, майстра вытворчага навучання, культарганiзатара, метадыста, акампанiятара, канцэртмайстра, педагога-арганiзатара;
акампанiятары, калi яны перайшлi на гэтую пасаду з пасады настаўнiка цi выкладчыка, канцэртмайстра, музычнага кiраўнiка;
канцэртмайстры, калi яны перайшлi на гэтую пасаду з пасады настаўнiка цi выкладчыка, акампанiятара, музычнага кiраўнiка;
кiраўнiкi фiзiчнага выхавання, калi яны перайшлi на гэтую пасаду з пасады настаўнiка цi выкладчыка, трэнера-выкладчыка, iнструктара па фiзiчнай культуры, iнструктара-метадыста па фiзiчнай культуры, выхавальнiка, выхавальнiка дашкольнай установы.
Пры праходжаннi атэстацыi ў выпадках, прадугледжаных гэтым пунктам, педагагiчныя работнiкi, якiя пратэндуюць на вышэйшую катэгорыю, ад квалiфiкацыйнага экзамену вызваляюцца.
(п. 30 в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
31. У выключных выпадках, якiя не прадугледжаны гэтым Палажэннем, рашэнне аб допуску да атэстацыi педагагiчных работнiкаў прымае Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь па хадайнiцтве адмiнiстрацыi i атэстацыйнай камiсii ўстановы адукацыi.

Глава 4. РАШЭННI, ЯКIЯ ПРЫМАЮЦЦА ПА ВЫНIКАХ АТЭСТАЦЫI

32. На падставе вынiкаў атэстацыйнай гутаркi камiсiя прымае адно з наступных рашэнняў:
32.1. прысвоiць адпаведную квалiфiкацыйную катэгорыю з назвай пасады педагагiчнага работнiка, па якой ён атэстуецца;
(в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
32.2. адмовiць у прысваеннi адпаведнай квалiфiкацыйнай катэгорыi;
(пп. 32.2 в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
32.3. знiзiць квалiфiкацыйную катэгорыю.
33. Рашэнне прымаецца шляхам тайнага галасавання пры наяўнасцi не менш за 2/3 членаў камiсii i з'яўляецца правамоцным, калi за яго прагаласавала не менш 50% прысутных. Пры роўнай колькасцi галасоў рашэнне лiчыцца прынятым на карысць атэстуемага.
(в ред. постановления Минобразования от 26.04.2006 N 40)
З рашэннем камiсii атэстуемы знаёмiцца непасрэдна пасля атэстацыi, пад роспiс.
34. Рашэнне атэстацыйнай камiсii афармляецца загадамi кiраўнiкоў устаноў адукацыi, а ў выпадках, якiя прадугледжаны пунктам 11 гэтага Палажэння, - органаў кiравання адукацыяй i ўступае ў сiлу з дня яго прыняцця.
35. Па вынiках атэстацыi педагагiчных работнiкаў робяцца адпаведныя запiсы ў працоўнай кнiжцы ў графе "Звесткi аб рабоце".
36. Кантроль за правiльнасцю правядзення атэстацыi ўскладаецца на органы непасрэднага кiравання.
37. Пры нязгодзе з вынiкамi атэстацыi педагагiчны работнiк у дзесяцiдзённы тэрмiн мае права звярнуцца з заявай у атэстацыйную камiсiю вышэйстаячага органа кiравання адукацыяй.
Пры выяўленнi парушэнняў атэстацыйная камiсiя вышэйстаячага органа кiравання адукацыяй мае права адмянiць рашэнне атэстацыйнай камiсii ўстановы адукацыi i ў месячны тэрмiн са дня звароту атэстуемага правесцi паўторную атэстацыю работнiка, у дачыненнi да якога былi дапушчаны парушэннi. Рашэнне гэтай камiсii лiчыцца канчатковым, аб'яўляецца загадам органа кiравання i даводзiцца да ведама ўстановы адукацыi i атэстуемага.
38. Працоўныя спрэчкi, якiя ўзнiкаюць па вынiках атэстацыi педагагiчных работнiкаў, разглядаюцца ў парадку, устаноўленым заканадаўствам Рэспублiкi Беларусь.





Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации
Республики Беларусь 15 декабря 1995 г. N 1188/12
------------------------------------------------------------------

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 23 декабря 1999 г. N 8/2261
------------------------------------------------------------------

ЗАЦВЕРДЖАНА
загадам мiнiстра
адукацыi i навукi
Рэспублiкi Беларусь
07.12.1995 N 456

ПАЛАЖЭННЕ
АБ КВАЛIФIКАЦЫЙНЫМ ЭКЗАМЕНЕ

Агульныя палажэннi

Мэтай правядзення квалiфiкацыйнага экзамену з'яўляецца вызначэнне ўзроўню навукова-тэарэтычнай i метадычнай падрыхтоўкi, устанаўленне адпаведнасцi прафесiйных характарыстык педагагiчных работнiкаў патрабаванням, якiя прад'яўляюцца да спецыялiстаў вышэйшай катэгорыi, незалежная экспертная ацэнка iх здольнасцi творча i якасна ажыццяўляць навучальна-выхаваўчы працэс.

Арганiзацыя экзамену

1. Для правядзення квалiфiкацыйнага экзамену загадамi па Iнстытуце павышэння квалiфiкацыi i перападрыхтоўкi кiруючых работнiкаў i спецыялiстаў адукацыi, Рэспублiканскiм iнстытуце прафесiйнай адукацыi, абласных (Мiнскiм гарадскiм) iнстытутах удасканалення настаўнiкаў тэрмiнам на год ствараюцца квалiфiкацыйныя камiсii з лiку выкладчыкаў кафедраў, педагогаў вышэйшай катэгорыi, выкладчыкаў ВНУ, спецыялiстаў гаспадаркi.
2. Арганiзацыйна-метадычнае i гаспадарчае забеспячэнне дзейнасцi квалiфiкацыйных камiсiй ажыццяўляюць навучальныя ўстановы павышэння квалiфiкацыi, пры якiх яны ўтвараюцца.
3. Гэтыя навучальныя ўстановы маюць права з улiкам патрабаванняў да квалiфiкацыйнага экзамену самастойна вызначаць яго формы. Абавязкова прапаноўваць педагагiчным работнiкам розныя формы экзамену на выбар адной з iх атэстуемым.
4. Тэрмiны правядзення квалiфiкацыйных экзаменаў вызначаюцца рэктарам (дырэктарам) iнстытута.
5. Да здачы квалiфiкацыйнага экзамену дапускаюцца асобы, якiя ўключаны ў графiк атэстацыi i маюць накiраванне навучальна-выхаваўчых устаноў цi органаў кiравання адукацыяй.
6. З праграмай i патрабаваннямi да экзамену педагога павiнна азнаемiць па месцы яго работы адмiнiстрацыя навучальна-выхаваўчай установы.
7. Экзаменацыйныя групы фармiруюцца, як правiла, па 10 - 15 чалавек. Магчымы iндывiдуальны прыем экзамена.
8. Пры здачы экзамену атэстуемы абавязкова робiць запiсы ў экзаменацыйным лiсце са штампам навучальнай установы, якi захоўваецца ў матэрыялах квалiфiкацыйнага экзамену i падлягае ўлiку.
9. Па вынiках экзамену на пасяджэннi квалiфiкацыйнай камiсii рашэннем большасцi яе членаў выстаўляецца ацэнка: "здаў" ("не здаў") квалiфiкацыйны экзамен на адпаведнасць вышэйшай катэгорыi.
10. Вынiкi экзамену фiксуюцца ў ведамасцi, якая падпiсваецца старшыней камiсii i яе членамi.
11. Атэстуемаму выдаецца даведка аб вынiках здачы экзамену на адпаведную квалiфiкацыйную катэгорыю.
12. Пры нязгодзе педагагiчнага работнiка з вынiкамi квалiфiкацыйнага экзамену, ен мае права звярнуцца з апеляцыяй да кiраўнiка ўстановы, дзе здаваў пэўны экзамен. Апеляцыя разглядаецца апеляцыйнай камiсiяй, якая ствараецца загадам кiраўнiка гэтай установы. У склад камiсii не могуць уваходзiць члены квалiфiкацыйных камiсiй.

Фiнансаванне экзамену

13. Фiнансаванне правядзення квалiфiкацыйных экзаменаў ажыццяўляецца за кошт сродкаў, якiя выдзяляюцца iнстытуту павышэння квалiфiкацыi i ўдасканалення настаўнiкаў на павышэнне квалiфiкацыi.
14. Аплата членам камiсii праводзiцца, зыходзячы з фактычна патрачанага часу на экзаменацыйнай сесii.
А вот примерно, про компетенцию http://www.academy.edu.by/conf_2008/tezisy/smotrizki.doc

Эти понятия надо разграничивать
- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.
izum
Статус неизвестенizum
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#7[267708] 14 марта 2011, 18:18
Еще раз мерси, но у нас как раз высшее образование
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Scorpion_grass
Статус неизвестенScorpion_grass
[e-mail скрыт]
Минск - жизни моей прописка!
#8[267709] 14 марта 2011, 18:28
Свиток: Аттестация профессорско-педагогического состава

АТТЕСТАЦИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Т.Э.ШПИЛЕВСКАЯ,
адвокат Минской городской
коллегии адвокатов

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 2 декабря 2009 г.

Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 29.10.1991 N 1202-XII "Об образовании" сфера образования провозглашена приоритетной, тем самым подчеркнута роль образования в обеспечении нормального функционирования общества и государства. Для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны особую значимость приобретает высшее образование <1>. Решающая роль в развитии высшего образования принадлежит преподавателям. Успех образовательного процесса непосредственно зависит от квалификации профессорско-преподавательского состава. Термин "профессорско-преподавательский состав" объединяет в себе перечень должностей (за исключением руководящих), которые замещают преподаватели в высшем учебном заведении. К должностям профессорско-преподавательского состава в соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Республики Беларусь, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 15.02.1996 N 58 "Аб зацвярджэннi Палажэння аб парадку замяшчэння пасад прафесарска-выкладчыцкага складу ў вышэйшых навучальных установах Рэспублiкi Беларусь", относятся должности заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.
--------------------------------
<1> Репринцев Д.Д. Преподаватель вуза как субъект правоотношений в сфере труда // Трудовое право. - 2003. - N 7. - С. 21.

Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) с этимологической точки зрения означает установление квалификации специалиста, т.е. определение на основании оценки проделанной им работы (единовременной или за какой-то период, цикл) обладает ли он необходимыми знаниями, опытом и навыками для выполнения конкретных обязанностей. При аттестации, как правило, устанавливается степень квалификации специалиста, т.е. каковы эти знания, опыт и навыки. В силу известных различий между трудом умственным и физическим оценка умственного труда и, в частности, научно-педагогической и научно-исследовательской работы представляет значительную сложность и особую важность <2>.
--------------------------------
<2> Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. - М., 1966. - С. 112.

Понятие "аттестация" употребляется в узком и широком смысле. Аттестация в широком смысле слова - это определение квалификации, уровня знаний работника, учащегося, гражданина, соответствия его деловых качеств определенной профессии, специальности, квалификации или должности. Аттестация профессорско-преподавательского состава относится к аттестации в узком смысле и проводится в высших учебных заведениях в специальной организационно-правовой форме - это периодическая оценка трудовой деятельности и профессиональной пригодности преподавателей к выполнению возложенных обязанностей <3>. В данном случае аттестация проводится с целью выявления качества учебно-воспитательной, методической, научно-исследовательской работы преподавателя высшего учебного заведения и соотнесения ее с соответствующим разрядом Единой тарифной сетки Республики Беларусь.
--------------------------------
<3> Методические рекомендации по проведению аттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений / под ред. Н.Я.Лепило. - Минск, 1990. - С. 4.

Существует два уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, которые определяются соответственно двумя показателями - ученой степенью и ученым званием. Ученая степень присуждается в соответствии с квалификацией лица из числа профессорско-преподавательского состава. Определение понятия "квалификация" дано в статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь. В соответствии с данной статьей квалификация - это уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.). Таким образом, ученая степень - это квалификационная категория. Лицо может претендовать на присуждение ученой степени в установленном порядке для определения его квалификации, так как в зависимости от установленной квалификации оно осуществляет свое право на труд в определенной отрасли науки. Присуждение ученой степени порождает новые права преподавателя высшего учебного заведения: право занимать определенные должности в вузе, право на повышенную оплату труда, увеличенный отпуск и т.д.
Ученое звание - это функциональная категория, определяющая характер и качество выполняемой преподавателем высшего учебного заведения работы, направленная на закрепление его должностного положения. Ученое звание присваивается в зависимости от должностного положения, характера и опыта работы лица по определенной узкой специальности <4>.
--------------------------------
<4> Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. - М., 1966. - С. 161 - 162.

Аттестацию профессорско-преподавательского состава необходимо проводить комплексно, т.е. учитывать не только результаты трудовой деятельности, но и моральные качества преподавателей высших учебных заведений. Исходя из целей аттестации, можно выделить следующие ее функции:
- контроль;
- стимулирование;
- реализация кадровой политики <5>.
--------------------------------
<5> Методические рекомендации по проведению аттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений / под ред. Н.Я.Лепило. - Минск, 1990. - С. 4.

Содержание контрольной функции аттестации составляет проверка всей трудовой деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
Функция стимулирования проявляется в установлении соответствия оплаты труда с его результатами, так как итоги аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда профессорско-преподавательского состава.
Аттестация дает возможность объективно оценить качество преподавательских кадров высших учебных заведений, определить их способности и знания, значение их трудов для науки, культуры, общества, является стимулом повышения квалификации, способствует подъему уровня научно-исследовательской и учебной работы.
Аттестация проводится на основе ряда важнейших принципов, к числу которых следует в первую очередь отнести: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, которые обеспечивают объективные, корректные, гуманные и доброжелательные отношения к преподавателям высших учебных заведений <6>.
--------------------------------
<6> Правовое регулирование аттестации и формирования резерва кадров: монография / Г.Б.Шишко, Х.Т.Мелешко. - Минск: Молодежное научное общество, 2001. - С. 88.

Аттестация - неединовременное мероприятие. Она включает осуществление в обязательном порядке различных по содержанию и трудоемкости организационных работ, связанных с подготовкой, проведением и завершением аттестации, обеспечивающих планомерность их выполнения и строгое соблюдение порядка, предусмотренного действующим законодательством <7>.
--------------------------------
<7> Юридический справочник работника по кадрам / под общ. ред. Г.Б.Шишко. 3-е изд. перераб. и доп. в 2-х частях. - Ч. 1. - Минск: Амалфея, 2001. - С. 445 - 446.

Одним из уровней квалификации профессорско-преподавательского состава, как уже говорилось выше, является ученая степень. Ученые степени являются официальным свидетельством научной квалификации лица и присуждаются в установленном законодательством порядке по объему знаний, степени самостоятельности и значению научных трудов соискателя <8>. Из анализа пункта 1 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 N 560 (далее - Положение N 560), можно сделать вывод, что в Республике Беларусь присуждаются ученые степени высшей научной квалификации - доктор наук и кандидат наук.
--------------------------------
<8> Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. - М., 1966. - С. 131.

Государственное регулирование в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации осуществляется Высшей аттестационной комиссией (далее - ВАК) (пункт 2 Положения N 560).
Ученая степень может быть присуждена любому лицу, независимо от пола, возраста, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, имущественного или служебного положения, при соблюдении требований, установленных законодательством.
Ученые степени доктора наук и кандидата наук могут быть присуждены лицам, которые имеют высшее образование, глубокие профессиональные знания, значительные научные достижения, успешно сдали кандидатские экзамены и зачеты и публично защитили подготовленную ими соответственно докторскую или кандидатскую диссертацию по конкретной специальности. Соискатель ученой степени кандидата наук, высшее образование которого не соответствует отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, обязан сдать дополнительный экзамен по общеобразовательной применительно к данной отрасли науки дисциплине (пункт 13 Положения N 560).
Ученая степень кандидата наук присуждается советом по защите диссертаций, решение которого утверждается Президиумом ВАК. Ученая степень доктора наук присуждается Президиумом ВАК лицам, которые, как правило, имеют ученую степень кандидата наук, на основании ходатайства совета по защите диссертаций. В порядке исключения ученая степень доктора наук может быть присуждена лицу, не имеющему ученой степени кандидата наук, если его научные результаты являются крупным научным достижением, что подтверждается их высокой оценкой государством, ссылкой на опубликованные работы в научных изданиях Республики Беларусь и других государствах, реализованными крупными проектами (пункт 16 Положения N 560).
Структура и деятельность совета по защите диссертаций регламентируются Положением о совете по защите диссертаций, утвержденным постановлением ВАК Республики Беларусь от 22.02.2005 N 19 (далее - Положение N 19), Положением N 560. Советы по защите диссертаций создаются по решению ВАК при высших учебных заведениях и научных организациях, обеспеченных высококвалифицированными научными кадрами, имеющими значительные научные достижения и активно осуществляющими научные исследования по соответствующим направлениям науки, а также подготовку научных работников высшей квалификации в рамках аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры.
Существует два вида советов по защите диссертаций: кандидатский и докторский. Кандидатские советы по защите диссертаций состоят из докторов и кандидатов наук и создаются для защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Для создания при организации кандидатского совета по защите диссертаций необходимо, чтобы в Республике Беларусь было не менее 4 докторов наук по данной специальности и отрасли науки, и хотя бы один из них был штатным работником этой организации.
Для защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук создаются докторские советы по защите диссертаций, которые могут проводить защиту и кандидатских диссертаций. В состав данных советов включаются доктора наук, а также их членами могут быть ректоры вузов или директора научных организаций, которые имеют ученую степень кандидата наук. Для создания при организации докторского совета по защите диссертаций требуется, чтобы в республике было не менее 8 докторов наук по данной специальности и отрасли науки и чтобы не менее 3 из них были штатными работниками этой организации.
Членами советов по защите диссертаций не могут быть штатные работники ВАК. Председателем совета по защите диссертаций должен быть известный своими научными достижениями в соответствующей области исследований доктор наук, подготовивший кандидатов наук и являющийся сотрудником организации, при которой создается совет. Им не могут быть: член Президиума ВАК, член экспертного совета по профилю создаваемого совета по защите диссертаций, руководитель и заместитель руководителя государственного органа.
Порядок защиты диссертаций на соискание ученых степеней строго регламентирован законодательством и состоит из нескольких этапов:
- предварительная экспертиза диссертации;
- представление и защита диссертации;
- рассмотрение диссертации в ВАК.
Предварительная экспертиза диссертации проводится на основании заявления соискателя ученой степени, поданного на имя руководителя организации, в которой выполнялось диссертационное исследование. Лицам из числа профессорско-преподавательского состава заявление необходимо подавать на имя ректора вуза. Целью проведения данной экспертизы является проверка достоверности полученных научных результатов, полноты их опубликования в печати и оценки личного вклада соискателя ученой степени. Руководитель организации (в данном случае это ректор высшего учебного заведения) своим приказом поручает проведение предварительной экспертизы диссертации научному семинару структурного подразделения (в данном случае факультета) или ученому (проблемному, научно-техническому) совету данной организации (высшего учебного заведения) и утверждает комиссию из трех или более специалистов (экспертов) для анализа представленных соискателем ученой степени документов и подготовки проекта заключения научного собрания. Председателем для экспертизы кандидатской диссертации назначается доктор или кандидат наук, докторской - доктор наук. Членами комиссии назначаются специалисты, имеющие ученые степени по профилю диссертации. Ими не могут быть руководители организаций, в которых выполнялась диссертация, соавторы публикаций соискателя по теме диссертации, научные руководители, научные консультанты соискателя, лица, находящиеся с ними или с соискателями ученой степени в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов). В состав комиссии по приказу руководителя организации могут привлекаться с их согласия специалисты соответствующего профиля из других организаций. Если диссертация выполнялась в двух или более организациях, ее предварительная экспертиза проводится в каждой из них или по согласованию с их руководителями на совместном заседании созданного для этих целей объединенного научного собрания (пункты 28 - 29 Положения N 560).
На первом этапе диссертация рассматривается на заседании кафедры, где работает соискатель. По результатам рассмотрения кафедра дает свое заключение о диссертации. Затем соискатель выступает перед научным собранием.
Научное собрание, заслушав доклад соискателя ученой степени и выводы комиссии, принимает заключение по диссертации открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. В голосовании участвуют члены научного собрания, имеющие ученые степени. Ход проведения заседания научного собрания оформляется протоколом. В случае рекомендации диссертации к защите в заключении должно быть сформулировано, за совокупность каких научных результатов предлагается присудить ученую степень, в противном случае в нем указываются конкретные недостатки, послужившие причиной отклонения диссертации. При возникших разногласиях эксперты имеют право приобщить к заключению свое особое мнение, что отражается в протоколе заседания и заключении. Заключение утверждается руководителем организации (пункт 31 Положения N 560).
Материалы, представленные соискателем ученой степени кандидата наук, должны быть рассмотрены не позднее двух месяцев, а соискателя ученой степени доктора наук - трех месяцев со дня подачи в высшее учебное заведение или научную организацию. Заключение по итогам предварительной экспертизы выдается соискателю ученой степени не позднее вышеуказанных сроков и действительно в течение года.
После рассмотрения диссертации структурным подразделением организации или ее ученым советом диссертация передается на рассмотрение совету по защите диссертации. Совет по защите диссертаций принимает для рассмотрения диссертации, по которым получено положительное заключение в процессе их предварительной экспертизы в организации, представившей диссертацию к защите по письменному заявлению соискателя при наличии документов и материалов, предусмотренных Положением N 19. Однако совет по защите диссертаций может и отказать в приеме диссертации к рассмотрению по следующим основаниям:
- отрицательное заключение по результатам предварительной экспертизы диссертации;
- диссертация не соответствует специальностям и (или) отраслям науки, по которым совету по защите диссертаций разрешена защита диссертаций;
- невозможность организации разовой защиты диссертации;
- нарушены требования, предъявляемые к соискателю ученой степени и (или) оформлению диссертации, а также порядка проведения предварительной экспертизы диссертации.
После решения вопроса о принятии диссертации к защите совет по защите диссертации назначает официальных оппонентов и оппонирующую организацию, дату защиты диссертации, а также дает разрешение на публикацию и рассылку автореферата. В соответствии с Положением N 560 официальными оппонентами не могут быть:
- члены Президиума ВАК;
- штатные работники ВАК или оппонирующей организации;
- члены экспертного совета по профилю диссертации;
- председатель совета по защите диссертации, в котором проводится защита диссертации;
- научный руководитель, научный консультант;
- соавторы работ, опубликованных соискателем ученой степени по теме диссертации;
- руководитель, заместитель руководителя, а также штатные работники структурного подразделения организации, где выполнена диссертация и (или) работает соискатель ученой степени или его научный руководитель (научный консультант);
- лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с научным руководителем (научным консультантом) либо соискателем ученой степени.
Оппонирующая организация назначается из числа организаций, известных своими достижениями в соответствующей отрасли науки, в которой работают специалисты по профилю диссертации, имеющие необходимые ученые степени. В качестве оппонирующей не может выступать организация, в которой выполнялась диссертация либо работает соискатель ученой степени и (или) его научный руководитель (научный консультант) (пункт 42 Положения N 560). Для анализа диссертации в оппонирующей организации назначается эксперт, который готовит проект отзыва о диссертации. Экспертами оппонирующей организации не могут быть:
- члены Президиума ВАК;
- члены экспертного совета по профилю диссертации;
- соавторы работ, опубликованных соискателем ученой степени;
- лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с научным руководителем (научным консультантом) либо соискателем ученой степени (пункт 42 Положения N 560).
Отзыв оппонирующей организации принимается открытым или тайным голосованием на научном собрании этой организации простым большинством членов научного собрания, имеющих ученые степени, и утверждается ее руководителем.
Ученая степень доктора или кандидата наук присуждается на основании публичной защиты диссертации, т.е. исследования, представляющего собой определенный вклад в науку и свидетельствующего о квалификации лица, из числа профессорско-преподавательского состава, о его творческой зрелости <9>. Публичность защиты диссертации проявляется в следующем:
- не позднее чем за месяц соискателем ученой степени должно быть сделано объявление о защите диссертации в средствах массовой информации, определяемых ВАК, с указанием ее автора и темы, времени и места защиты;
- любое лицо имеет право до или в процессе защиты диссертации высказать письменно или устно свое мнение о ней, сделать замечания по содержанию диссертации и представить совету по защите диссертаций материалы о ее научном уровне, правильности предварительного рассмотрения, а также предъявить соискателю ученой степени претензии по выполнению диссертации.
--------------------------------
<9> Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. - М., 1966. - С. 137.

Соискателю ученой степени не позднее чем за 5 дней до защиты диссертации предоставляется возможность ознакомиться с отзывами на нее официальных оппонентов и оппонирующей организации. Защита диссертации может проводиться и при наличии отрицательных отзывов на нее (пункт 44 Положения N 560).
Соискатель ученой степени имеет право по письменному заявлению снять диссертацию с рассмотрения в совете по защите диссертаций до начала тайного голосования, если при ее экспертизе не было выявлено, что в диссертации использованы результаты, принадлежащие лицам, вместе с которыми были написаны научные работы, или иным лицам без ссылок на автора и источник.
По итогам публичной защиты диссертации совет по защите диссертаций принимает одно из двух решений: положительное или отрицательное. При принятии положительного решения электронная копия диссертации в 10-дневный срок направляется в государственное учреждение "Национальная библиотека Беларуси", аттестационное дело соискателя ученой степени, один экземпляр диссертации и 5 экземпляров автореферата в 30-дневный срок направляются в ВАК, где проходит третий этап защиты диссертации.
Для рассмотрения вопросов, связанных с подготовкой и аттестацией научных кадров высшей квалификации, в ВАК создается экспертный совет. Экспертный совет проводит экспертизу диссертации и готовит заключение о ней и рекомендацию для Президиума ВАК по вопросу присуждения ученой степени (пункт 50 Положения N 560). В случае принятия экспертным советом положительного заключения диссертация рассматривается в Президиуме ВАК. В случае расхождения решения, принятого Президиумом ВАК по результатам голосования, с рекомендацией экспертного совета по вопросу о присуждении ученой степени Президиум ВАК поручает одному из своих членов провести дополнительную экспертизу диссертации, привлекая для этих целей при необходимости других специалистов по ее профилю. Окончательное решение принимается Президиумом ВАК после обсуждения результатов этой экспертизы.
При отклонении Президиумом ВАК ходатайства о присуждении ученой степени доктора наук либо отмене решения совета по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук, диссертация может быть представлена соискателем ученой степени к повторной защите в доработанном виде на тех же условиях (пункт 57 Положения N 560).
Соискатель ученой степени имеет право снять диссертацию с рассмотрения в ВАК по письменному заявлению до начала голосования в Президиуме ВАК, если не было выявлено, что в диссертации использованы результаты, принадлежащие лицам, вместе с которыми были написаны научные работы, или иным лицам без ссылок на автора и источник.
Вопросы присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук рассматриваются в ВАК в течение 3 и 6 месяцев соответственно. При особых обстоятельствах, требующих более длительного проведения экспертизы, этот срок может быть продлен, но не должен превышать 6 и 12 месяцев.
Наряду с присуждением лицам из числа профессорско-преподавательского состава ученых степеней, являющихся показателем квалификации, существует институт ученых званий: доцента и профессора для преподавателей высших учебных заведений.
Ученые звания присваиваются профессорско-преподавательскому составу в зависимости от характера и качества выполняемой ими научно-педагогической работы по узкой специальности одной из отраслей знаний <10>.
--------------------------------
<10> Лебин Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. - М., 1966. - С. 154 - 155.

Ученые звания профессора и доцента присваиваются по специальностям, перечень которых утверждается ВАК Беларуси, лицам, которые имеют высшее образование, необходимую ученую степень по отрасли науки, соответствующей специальности, по которой присваивается ученое звание, на высоком научно-методическом уровне осуществляющим учебную и научную работу в вузах и (или) научных организациях. Соискатели ученых званий из числа преподавателей высших учебных заведений на момент рассмотрения ученым советом высшего учебного заведения вопроса о присвоении ученого звания должны работать (в том числе по совместительству) не менее одного года в этом высшем учебном заведении на должностях ректора, проректора по учебной и научной работе, ученого секретаря, декана факультета и его заместителя, заведующего кафедрой, профессора и доцента.
Вопрос о присвоении ученых званий лицам из числа профессорско-преподавательского состава рассматривается Президиумом ВАК по ходатайству ученого совета высшего учебного заведения. Так, в соответствии с Порядком присвоения ученых званий профессора и доцента ученым советом Белорусского государственного университета, утвержденным приказом Белорусского государственного университета и Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 10.12.1999 N 319-ОД/31Д, ученые звания профессора и доцента присваиваются преподавателям Белорусского государственного университета ученым советом Белорусского государственного университета в соответствии с требованиями законодательства о присвоении ученых званий в Республике Беларусь. Для предварительного анализа аттестационных дел профессорско-преподавательского состава Белорусского государственного университета создается совместная аттестационная комиссия Белорусского государственного университета и ВАК Беларуси.
Ученое звание доцента присваивается преподавателям высших учебных заведений, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и работающих на должностях ректора, проректора по учебной и научной работе, ученого секретаря, декана факультета и его заместителя, заведующего кафедрой, профессора и доцента. Соискателями ученого звания доцента могут быть только те лица, которые на высоком научно-методическом уровне осуществляют учебную и научную работу. Кроме этого, лицо из числа профессорско-преподавательского состава, претендующее на ученое звание доцента, должно иметь определенный стаж научно-педагогической работы, а также опубликованные научные и (или) учебно-методические работы либо монографии. В соответствии с пунктом 59 Положения N 560 соискатель ученого звания доцента должен иметь стаж работы в качестве специалиста профессорско-преподавательского состава в вузах не менее 2 лет - для доктора наук и не менее 4 лет - для кандидата наук, а также не менее трех опубликованных за последние три года научных и (или) учебно-методических работ (кроме тезисов) либо одну монографию.
Ученое звание профессора присваивается лицам из числа профессорско-преподавательского состава, имеющим ученую степень доктора наук, осуществляющих научно-педагогическую деятельность и работающим, в том числе по совместительству, в высших учебных заведениях на вышеуказанных должностях (за исключением должностей ученого секретаря, заместителя декана, доцента), имеющим стаж научно-педагогической работы в вузах не менее 5 лет, ученое звание доцента, ведущие лекционный курс на высоком научно-методическом уровне, единолично подготовившим одного или более кандидатов наук при наличии аспирантуры по отрасли науки и специальности, а при ее отсутствии - опубликовали единолично после защиты докторской диссертации монографию объемом не менее 10 авторских листов, прошедшую научное рецензирование двумя рецензентами, имеют не менее пяти опубликованных за последние 3 года учебно-методических и (или) научных работ (кроме тезисов и материалов конференций).
В целях поощрения и создания условий для привлечения к педагогической деятельности в высших учебных заведениях практиков с большим опытом работы законодательством установлено, что ученое звание доцента может присваиваться и лицам, не имеющим ученых степеней, а ученое звание профессора может присваиваться лицам, имеющим ученую степень кандидата наук. Так, ученое звание доцента может быть присвоено преподавателям высших учебных заведений без ученых степеней, работающих (в том числе по совместительству) не менее 3 лет в вузах на вышеуказанных должностях, которые осуществляют на высоком научно-методическом уровне учебные занятия (пункт 60 Положения N 560). Ученое звание профессора может быть присвоено в порядке исключения лицам из числа профессорско-преподавательского состава, имеющим ученую степень кандидата наук, а также работающим (в том числе по совместительству) не менее 3 лет на вышеуказанных должностях, за исключением должностей ученого секретаря, заместителя декана и доцента, которые имеют ученое звание доцента, присвоенное им не менее чем за 5 лет до представления к присвоению ученого звания профессора, стаж научно-педагогической работы не менее 15 лет, не менее пяти единолично опубликованных за последние три года учебно-методических и (или) научных работ (кроме тезисов и материалов конференций), ведут лекционный курс и другие учебные занятия на высоком научно-методическом уровне. Кроме этого, ученое звание профессора может быть присвоено в порядке исключения также преподавателям высших учебных заведений, которые:
- имеют почетные звания Республики Беларусь (БССР) или СССР и (или) являются лауреатами Государственной премии Республики Беларусь (БССР) или Государственной премии СССР;
- при наличии аспирантуры по соответствующей специальности единолично подготовили не менее 2 кандидатов наук, а при ее отсутствии единолично опубликовали за последние пять лет монографию объемом не менее 10 авторских листов, прошедшую научное рецензирование двумя рецензентами.
Существуют особые требования к соискателям ученых званий профессора и доцента для специалистов в области литературы, искусства и архитектуры, а также в области физической культуры. Они предусмотрены в подпунктах 60.1, 60.2 пункта 60, подпунктах 61.3, 61.4 пункта 61, подпунктах 62.2, 62.3 пункта 62, пункте 63 Положения N 560.
Одним из нормативных требований к соискателям ученых званий является определенный стаж научно-педагогической работы. Порядок исчисления стажа научно-педагогической работы определен в постановлении ВАК Республики Беларусь от 07.03.2007 N 3 "О некоторых вопросах присвоения ученых званий в Республике Беларусь" (далее - постановление N 3) и в постановлении Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 29.04.1998 N 50 "Об исчислении стажа научно-педагогической работы для присвоения ученых званий лицам, выполнившим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты труда" (далее - постановление N 50). Согласно данным нормативным актам периоды трудовой деятельности, а также профессиональной (творческой) деятельности, подлежащие включению в стаж научно-педагогической или стаж научной работы для присвоения ученых званий, суммируются независимо от перерыва в работе. Профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений для присвоения ученых званий в общий стаж научно-педагогической и научной работы засчитывается время работы в должности. Лицам, выполнявшим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты труда, за один год стажа научно-педагогической работы для присвоения ученых званий засчитывается 10 месяцев фактической работы с объемом не менее 240 часов. При этом включаются только те месяцы, в которых выполнялась эта работа. При исчислении научно-педагогического стажа допускается суммирование числа месяцев с общим объемом учебной работы 240 часов, выполненной в разные годы.
Например, соискатель выполнил следующую учебную работу:

годы объем месяцы

1994 42 час. сентябрь - ноябрь (3 мес.)
1995 68 час. январь - март (3 мес.)
1996 80 час. февраль - май (4 мес.)
1997 60 час. октябрь - декабрь (3 мес.)
--------------------------------------------------------
Итого: 250 час. 13 мес.

Стаж научно-педагогической работы данного соискателя составляет 1 год и 3 месяца.
В учебную работу не включаются доклады на научных конференциях, собраниях и т.п. (постановление N 50).
Для того чтобы ученый совет высшего учебного заведения подал ходатайство о присуждении ученого звания в ВАК, соискатель ученого звания из числа профессорско-преподавательского состава должен подать ректору высшего учебного заведения заявление о возбуждении ученым советом ходатайства перед ВАК Беларуси о присуждении данному лицу ученого звания. Заявление может быть подано и деканом факультета высшего учебного заведения, в котором работает соискатель ученого звания.
К заявлению соискателя ученого звания должны быть приложены следующие документы (см. п. 5 Инструкции о порядке рассмотрения вопросов присвоения, лишения, восстановления ученых званий и правилах оформления аттестационных дел соискателей ученых званий, утвержденной постановлением N 3 (далее - Инструкция)):
- личный листок по учету кадров, заверенный организацией;
- список опубликованных работ по следующей форме:

СПИСОК
опубликованных работ соискателя <1>

Соискатель ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество соискателя ученого звания)

--------T--------------------T-----------T--------------------------------¬
¦ N п/п ¦ Название <2> ¦ Вид <3> ¦ Библиографические данные <4> ¦
+-------+--------------------+-----------+--------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-------+--------------------+-----------+--------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+--------------------+-----------+---------------------------------

Соискатель ________________________ ________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Ученый секретарь __________________ ________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
_________________
(дата)
--------------------------------
<1> Научные и учебно-методические работы представляются отдельными
разделами в хронологической последовательности.
<2> Приводится на языке оригинала.
<3> Учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, пособие,
курс лекций, практикум с указанием грифа министерства при его наличии, а
также монография, статья.
<4> Указать авторов, год издания, а также название журнала, том,
номер, номера страниц (для статей); место издания, издательство, количество
страниц (для книг).

Данный список включает перечень опубликованных работ за весь период научной и (или) научно-педагогической деятельности, за исключением газетных статей, научно-популярных и публицистических работ;
- список творческих работ по следующей форме:

СПИСОК
творческих работ соискателя ученого звания

Соискатель ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество соискателя ученого звания)

----T-----------T----T-----------------T----------------------------------¬
¦ N ¦ Название ¦Вид ¦ Год создания ¦ Характеристика работы <1> ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+----+-----------------+----------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+-----------+----+-----------------+----------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------+----+-----------------+-----------------------------------

Соискатель ________________________ ________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Ученый секретарь __________________ ________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
_________________
(дата)
--------------------------------
<1> Приводится краткая характеристика работы и указываются документы,
подтверждающие ее оценку. Допускается представление копий соответствующих
документов дополнительно к таблице на отдельных листах;

- список подготовленных кандидатов наук и дипломников по следующей форме:

СПИСОК <1>
кандидатов наук, подготовленных соискателем ученого звания

Соискатель ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество соискателя ученого звания)

----T---------------T--------------------------------T--------------------¬
¦ N ¦Фамилия, имя, ¦ Название диссертации, отрасль ¦ Фамилия, имя, ¦
¦п/п¦ отчество ¦ науки, шифр и название ¦ отчество ¦
¦ ¦кандидата наук ¦ специальности, год присуждения ¦ соруководителя <2> ¦
¦ ¦ ¦ ученой степени ¦ ¦
+---+---------------+--------------------------------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+---------------+--------------------------------+--------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------+--------------------------------+---------------------

Соискатель ___________________
- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.
izum
Статус неизвестенizum
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#9[267740] 15 марта 2011, 9:09
*THANSK* *THANSK* *THANSK*
vip.anzhelika1970
Статус неизвестенvip.anzhelika1970
[e-mail скрыт]
Барбадос, Солнца
#10[503650] 1 февраля 2016, 22:14
Уважаемые специалисты! В Типовом положении, утвержденном Постановлением Совмина от 25.05.2011 № 784 сказано, что настоящее Типовое положение не применяется при аттестации государственных служащих, а также иных лиц, порядок проведения аттестации которых установлен иными актами законодательства. Может кто-то подскажет какие это иные лица и иные акты? И можно ли применять приложенную к положению форму аттестационного листа при проведении аттестации руководителей учреждений государственной формы собственности, назначаемых вышестоящей организацией? Заранее спасибо!
« Первая ← Пред.1 2 3 4 5 6 След. → Последняя (6) »

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Голосование
Получали вы когда-либо предложение о работе после собеседования в виде офера?



Как относитесь к использованию компаниями оферов?




Как относитесь к компаниям, которые высылают офер, а потом могут его отозвать?


Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 99 пользователей.

Посмотреть все

Ближайшие праздники