|
|
Статья 252 ТК. Руководитель организации
Руководитель организации - физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 марта 2004 г. N 32
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРУКТУРЫ И ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ
Директор (генеральный директор, управляющий) организации
Выдержка из раздела "Должностные обязанности":
"Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитиюих профессиональных знаний, созданию безопасных и благоприятиных для жизни и здоровья условий труда...."
"обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации... "
"в пределах преоставленных ему законодательством прав поручает ведение отдельных направлений другим должностным лицам.."
Должен знать:
" правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности".
На примере руководителей государственных организаций рассмотрим его обязанности
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 июня 2007 г. N 87
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ КОНТРАКТА С РУКОВОДИТЕЛЕМ
Выдержки из примерной формы контракта с руководителем государственной организации
5. На Руководителя возлагаются обязанности:
5.1. в сфере трудовых отношений:
обеспечивать работников организации работой в соответствии с
законодательством, коллективным договором (соглашением) и трудовым
договором;
выплачивать заработную плату работникам в установленные сроки,
но не реже одного раза в месяц;
создавать здоровые и безопасные условия труда, соблюдать
установленные нормы и правила по охране труда, обеспечивать все
рабочие места надлежащим техническим оборудованием (при отсутствии в
указанных нормах и правилах требований, соблюдение которых при
производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий
труда, принимать меры для обеспечения этих условий труда);
принимать необходимые меры по профилактике производственного
травматизма, профессиональных и других заболеваний работников,
постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований
инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и
пожарной безопасности, своевременно и правильно проводить
расследование и учет несчастных случаев на производстве;
в случаях, предусмотренных законодательством и локальными
нормативными правовыми актами, своевременно предоставлять работникам
льготы и компенсации в связи с вредными и (или) опасными условиями
труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, лечебно-
профилактическое питание и другие), соблюдать нормы по охране труда
женщин, молодежии инвалидов;
обеспечивать работников в соответствии с принятыми положениями
специальной одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной
защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими
средствами;
соблюдать законодательство о труде, условия, определенные
коллективными договорами (соглашениями), другими локальными
нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;
Директор - это, как правило, единоличный орган управления организацией, он является нанимателем для всех остальных работников организации, он един в двух лицах: как физическое лицо (человек) и как наниматель (работодатель), как орган управления организацией.
Вот не вструпивший в силу закон, дает определение нанимателя и его обязанности, обратите внимание на права: некоторые из них может осуществлять только директор.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2008 г. N 356-З ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
работодатели - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор), физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством;
Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда
Работодатель обязан:(полный перечень в части охраны труда)
Статья 14. Права работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право:
требовать от работающих соблюдения законодательства об охране труда;
применять меры поощрения и материального стимулирования работающих за соблюдение требований по охране труда;
обращаться в случаях, предусмотренных законодательством, в организации здравоохранения за сведениями о тяжести полученных работающими производственных травм;
обращаться в государственные органы и суд для защиты своих прав в установленном законодательством порядке.
Из изложенного следует вывод, что обязанности по охране труда априори возложены на руководителя организации, но он самостоятельно, в пределах предоставленных ему законодательством, уставом предприятия и его контрактом прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности предприятия структурным подразделениям, руководителям, специалистам. Перераспределение обязанностей (наделение определенной компетенцией) осуществляется путем издания приказов (распоряжений), утверждения должностных инструкций или положений об отделах. |
|
|