В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Бухгалтер.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 
RSS Печать

Рекомендации по новому ТК РБ

Рубрика: Трудовое законодательство
Ответов: 33

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая ← Пред.1 2 3 4 След. → Последняя (4) »
000
Статус неизвестен000
[e-mail скрыт]
Республика Беларусь, нет
#1[45269]  2 декабря 2008, 11:50
Оценок нет
Вниманию руководителей государственных органов, организаций, иных нанимателей!
01.12.2008

В связи с многочисленными обращениями в Министерство труда и социальной защиты Беларуси по вопросам применения отдельных норм законодательства о труде, на Интернет-сайте Министерства в разделе «Новое в трудовом законодательстве» опубликованы Рекомендации по реализации отдельных норм Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам государственной службы».
000
Статус неизвестен000
[e-mail скрыт]
Республика Беларусь, нет
#2[45271] 2 декабря 2008, 11:51
Новое в трудовом законодательстве


Новое в трудовом законодательстве

РЕКОМЕНДАЦИИ
по реализации отдельных норм Закона
Республики Беларусь «О внесении изменений и
дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»
и Закона Республики Беларусь «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законы
Республики Беларусь по вопросам государственной
службы»

Настоящие рекомендации разработаны в целях единообразного применения законодательства о труде Республики Беларусь при осуществлении мероприятий по реализации отдельных норм Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) и Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы» (далее – Закон о госслужбе).

Рекомендации направлены на оказание методической помощи государственным органам, организациям, иным нанимателям при проведении данной работы.

Закон вступил в силу с 26 января 2008 года. Абзацами вторым и третьим статьи 2 Закона установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда для определения права на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренные статьями 113 и 157 Трудового кодекса (в редакции Закона), должна быть проведена нанимателями до 31 декабря 2008 г.; до проведения аттестации рабочих мест по условиям труда указанные выше сокращенная продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск предоставляются на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержденного постановлением Госкомтруда БССР от 29.07.1994 № 89 (с изменениями и дополнениями) (далее – Список).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» определены порядок и условия предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы.

В счет времени работы, дающей право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитываются дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день. Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками, в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (ЕКСД) не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

Если аттестация рабочего места по условиям труда проведена в течение рабочего года работника до 31 декабря 2008 г., то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется пропорционально отработанному времени: до проведения аттестации - на условиях, действовавших до ее проведения (на основании Списка), за остальное время рабочего года - по результатам проведенной в 2008 году аттестации рабочих мест по условиям труда.
По итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной для определения права работников на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени составляются перечни:
рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
Названные перечни рабочих мест согласовываются с профсоюзом и утверждаются приказом нанимателя.

Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.

Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.

В связи с этим возникает необходимость приведения отдельных условий трудового договора (контракта) с каждым работником в соответствие с изменениями законодательства о труде и их документальным оформлением.

В трудовые договоры (контракты) нанимателя с работником, заключенные в письменной форме, изменения вносятся в письменной форме путем составления в двух экземплярах и подписания сторонами дополнительного соглашения.

Считаем, что изменения, произошедшие в законодательстве о труде, не могут вводиться по правилам ст. 32 Трудового кодекса как изменение существенных условий труда по следующим причинам.

Частью 1 статьи 32 Трудового кодекса установлено, что наниматель имеет право изменить существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Указанное право может быть реализовано, если названные причины возникли у данного нанимателя и зависят от него.

С принятием Закона изменилось законодательство о труде, которое наниматель обязан соблюдать независимо от своего желания и согласия работника.

Таким образом, в целях реализации норм Закона нанимателям не следует проводить работу по предупреждению работников об изменении существенных условий труда применительно к частям 3 и 4 статьи 32 Трудового кодекса.

Если работник не подписывает дополнительное соглашение, то трудовые отношения с ним продолжаются на условиях, закрепленных нанимателем в дополнительном соглашении об изменении условий трудового договора (контракта) в соответствии с положениями Закона. Условия трудового договора (контракта), основанные на нормах ранее действовавшего законодательства, утратят силу.

Отказ работника от подписания дополнительного соглашения не является основанием для увольнения работника в связи с изменением существенных условий труда в соответствии с п. 5 ст. 35 Трудового кодекса.

Аналогичный порядок следует применять и при внесении изменений и дополнений в контракт с государственным служащим по вопросу продолжительности трудовых отпусков. Внести необходимые изменения по продолжительности трудовых отпусков государственным служащим в контракты следует не позднее 1 января 2009 года.

О порядке предоставления трудовых отпусков в 2009 году.

Согласно абзацу четвертому статьи 2 Закона трудовые отпуска (их части), право на которые у работников возникло, но не было реализовано до вступления в силу Закона, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 года в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона.

Наниматель в течение 2008 года должен соблюсти нормы, содержащиеся в абзаце четвертом статьи 2 Закона, т.е. предоставить трудовой отпуск либо в натуральном выражении, либо заменить его по просьбе работника денежной компенсацией по тем нормам законодательства о труде, которые действовали до 26 января 2008 г., если до указанной даты у работника был полностью выработан рабочий год.

При предоставлении работнику неиспользованных им трудовых отпусков (их частей) за прошлое время (например, рабочие года 2005-2006, 2006-2007) после 31 декабря 2008 г. трудовые отпуска (их части) будут рассчитываться только по новым нормам Закона.

Например, работник за рабочий год 2006-2007 имеет право на трудовой отпуск продолжительностью 35 календарных дней (из них 21 календарный день основного минимального отпуска и 14 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день). В 2007 году он использовал 15 календарных дней отпуска, оставшаяся часть отпуска составляет 20 календарных дней. С 26 января 2008 года у работника продолжительность трудового отпуска составляет 28 календарных дней (в том числе 24 календарных дня основного отпуска, 1 календарный день дополнительного поощрительного отпуска, предусмотренного контрактом, и 3 календарных дня дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день). В случае неиспользования до конца 2008 года оставшейся части трудового отпуска (20 календарных дней), после 01.01.2009 ему будет предоставлена часть трудового отпуска продолжительностью 13 календарных дней (28-15=13) с учетом использования им ранее 15 календарных дней отпуска.

При неиспользовании работником полного трудового отпуска за прошлое время основной отпуск будет предоставляться продолжительностью 24 календарных дня вместо 21, дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда будут предоставляться по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день и продолжительный стаж работы могут быть предоставлены продолжительностью до 7 календарных дней и до 3 календарных дней соответственно за счет средств нанимателя. Замене денежной компенсацией будет подлежать часть отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, за исключением ограничений, установленных частью второй статьи 161 Трудового кодекса.

Следует отметить, что, несмотря на увеличение продолжительности основного отпуска, суммарная продолжительность трудового отпуска с учетом уменьшения продолжительности дополнительных отпусков может уменьшиться в 2009 году. Следовательно, во исполнение статьи 2 Закона и во избежание негативных последствий для работника и нанимателя необходимо использовать трудовые отпуска за прошлые рабочие годы до конца 2008 года.

Трудовые отпуска за рабочий год 2007-2008 в случае их непредставления до 31.12.2008 после 01.01.2009 года должны быть пересчитаны и предоставлены по нормам действующего законодательства.

Неиспользованные (оставшиеся) части трудовых отпусков за рабочий год 2007-2008 в 2009 году должны предоставляться с учетом произведенного расчета продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени относительно 26 января 2008 г. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

Постановление
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» № 170 от 10.12.2007г.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» разработано Министерством труда и социальной защиты с участием Министерства здравоохранения Республики Беларусь и других заинтересованных во исполнение п.1.1 Плана мероприятий по выполнению поручений, содержащихся в статьях второй и третьей Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».

В настоящее время сокращенная продолжительность рабочего времени определена Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержденным постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июля 1994 г. № 89 (далее - Список).
В части, касающейся установленной Списком нормы продолжительности рабочей недели, Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени (далее – Список), не претерпел изменений. Вместе с тем, изменен подход к предоставлению этого вида компенсации по условиям труда. Согласно постановлению, сокращенная продолжительность рабочего времени будет предоставляться только тем работникам, которые заняты в условиях, предусмотренных Списком, полный рабочий день. Это согласуется с принципами классификации условий труда, установленными Санитарными правилами и нормами СанПиН № 11-6-2002 РБ «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Гигиеническая классификация условий труда)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 9 октября 2002г. № 74. Согласно СанПиН № 11-6-2002 РБ гигиенические нормативы условий труда (уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника) в соответствии с которыми оцениваются условия труда, определены исходя из полной продолжительности рабочей недели (40 часов) и продолжительности ежедневной работы (смены) 8 часов.
Структура Списка приведена в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности».
Для удобства применения, исключения ошибок при установлении права на сокращенную продолжительность рабочего времени, Список дополнен графой «Код профессии, должности». В нем выделены 2 отдельные графы: «Наименование профессии, должности, категории работников» и «Наименование производств, цехов, видов работ».
Наименования профессий и должностей работников и виды выполняемых ими работ приведены в соответствие с Единым тарифно-классификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД).
Принятие постановления не потребует дополнительных финансовых затрат.



О Примерном положении о территориальном центре социального обслуживания населения.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 сентября 2007 № 114 утверждено Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения.
Вниманию руководителей центров: Примерные положения не относятся к нормативным правовым актам, содержащим общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, не требуют обязательной юридической экспертизы в Министерстве юстиции и не включаются в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» решения по вопросам определения структуры и штатной численности территориальных центров социального обслуживания, отвечающие потребностям населения, принимают местные исполнительные и распорядительные органы по предложению соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите.
Разъяснения по некоторым актуальным вопросам применения утвержденного Примерного положения о территориальном центре социального обслуживания населения в ноябре текущего года будут направлены в комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома.



Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь.

Трудовое законодательство регулирует одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека – сферу применения труда. Право человека на труд относится к основным правам человека. Состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права является не только показателем цивилизованности общества, но и условием эффективности экономики.

Действующий с 1 января 2000 года Трудовой кодекс регламентирует трудовые отношения, отношения, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, охране труда, складывающиеся в новых экономических условиях

Вместе с тем, применение норм Трудового кодекса выявило определенные противоречия, недостатки и пробелы в регулировании трудовых отношений.


Работа над проектом Закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" велась на протяжении почти четырех лет. Закон "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" одобрен Палатой представителей, Советом Республики и 20 июля 2007 года подписан Президентом Республики Беларусь. Закон опубликован 25 июля 2007 года в газете "Звязда". В соответствие со статьей 4 Закона, предусматривающей вступление его в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – закон вступит в силу 26 января 2008 года.


Следует отметить, что после внесения поправок концепция и структура действующего Трудового кодекса не изменились, подверглись необходимой корректировке отдельные его положения.

Внесенные в Трудовой кодекс изменения и дополнения условно разделяются на два блока. Первый из них касается приведения Трудового кодекса в соответствие с принятыми за период его действия законодательными актами и международными договорами. Второй блок - устранение "белых пятен" в регулировании социально-трудовых отношений, а также усиление эффективности использования труда работников и гарантий защиты их прав.


За период действия Трудового кодекса принято много нормативных правовых актов по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, поэтому необходимо было привести нормы Трудового кодекса в соответствие с ними. Это законы "Об установлении и порядке регулирования минимальной заработной платы", "Об образовании", "О государственной службе в Республике Беларусь", декреты Президента Республики Беларусь о контрактной форме найма, об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, об усилении ответственности нерадивых родителей за содержание детей, находящихся на гособеспечении. Законом закреплен ряд норм, предусматривающий в соответствии с требованиями Директива №1, повышение ответственности за соблюдение дисциплины труда работников и нанимателей.

В целях рационального использования труда работников, уточняются взаимные обязанности работника и нанимателя по установлению и выполнению норм труда, при этом оплата труда работника ставится в зависимость от его квалификации, сложности выполняемой работы, результатов труда, режима рабочего времени работника (статьи 34, 53, 57, 70, 77, 87, 116, 136, 148).

Внесены изменения, направленные на усиление защиты социально-трудовых прав работников.

Вводятся правила, при которых возможность перевода работника без его согласия на другую работу для замены отсутствующего работника ограничивается одним месяцем в течение календарного года.

Принята новая редакция статьи 36. Реорганизация и смена собственника имущества организаций зачастую приводят к ущемлению прав работников, когда допускается увольнение работника с минимальными компенсационными выплатами при отказе от любой, предлагаемой новым собственником или нанимателем работы. Уточняя действующие правила, проект устанавливает возможность прекращения трудовых отношений в этих случаях только тогда, когда работник отказывается от работы по той же профессии, занимаемой должности, предусмотренной трудовым договором. Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор может прекращаться в соответствии со ст. 42 Трудового кодекса, как при сокращении численности или штата работников.

Статьей 125 введено ограничение продолжительности рабочего дня (смены) – не более 12 часов.

Ликвидированы "белые пятна" в регулировании социально-трудовых отношений. Так, в ст. 43 уточняется порядок замены предупреждения об увольнении по сокращению численности или штата работников выплатой средней заработной платы (2 месяца); ст.ст. 44, 47 дополняются новыми основаниями прекращения трудовых отношений: смерть нанимателя, а с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером - в связи со сменой собственника имущества организации.

Особое внимание уделяется работникам, имеющим семейные обязанности. Вводится обязанность по предоставлению отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет отцу вместо матери ребенка (статья 185), если семья приняла такое решение, также предоставление данного отпуска работающим отцу, другим родственникам ребенка и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью 1 группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, подтвержденной медицинским заключением (статья 271).

Устанавливается возможность предоставления отцам, в семьях которых воспитывается трое и более детей до шестнадцати лет или ребенок-инвалид в возрасте до восемнадцати лет пользоваться правом на один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка (статья 265).

Работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вместо матери предоставлены такие же гарантии, как и матери при заключении, расторжении трудового договора (контракта) предусмотренные статьей 268 кодекса.

В Республике Беларусь производственный травматизм и профессиональная заболеваемость остаются на достаточно высоком уровне. Для решения этих проблем необходимо повысить роль государства в обеспечении охраны труда, поставить соответствующие задачи на всех уровнях государственного управления, определить функции в этой сфере общественных отношений республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов. В этих целях глава 16 «Охрана труда» Трудового кодекса дополняется статьей 2211-« Государственное управление охраной труда».

В указанной статье определены уровни государственного управления охраной труда: республиканский, отраслевые и территориальные, направления деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по организации работы в области охраны труда, предусмотрена разработка и реализация на соответствующих уровнях государственного управления охраной труда целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Основы безопасности работников должны закладываться на стадии проектирования и строительства объектов, конструирования производственного оборудования и организации технологических процессов. В этих целях в главу 16 вводится статья 2212, которая предусматривает необходимость соблюдения требований безопасности труда при проектировании и строительстве объектов производственного назначения, обязательность при их приемке в эксплуатацию заключений (согласований) по данному вопросу соответствующих органов государственного надзора и контроля, а также другие нормы по обеспечению безопасности применяемых в производстве материалов и химических веществ, продукции, товаров.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в другие статьи главы 16, направленные на улучшение условий и охраны труда работников. Статья 226, регламентирующая обязанности нанимателя в обеспечении охраны труда, дополнена нормами о необходимости письменного соглашения по обеспечению охраны труда между нанимателями, использующими один и тот же объект одновременно. Статья 222 дополнена правом работника на обеспечение необходимыми «санитарно-бытовыми помещениями, устройствами», статья 228 - обязанностью нанимателя организовать проведение «внеочередного медицинского осмотра при ухудшении состояния здоровья работника».

С целью эффективного использования труда работников, упорядочения предоставления трудовых (основных удлиненных и дополнительных) и социальных (в связи с обучением, катастрофой на Чернобыльской АЭС, творческих) отпусков на предмет их обоснованности, полностью пересмотрены статьи главы 12, регулирующие предоставление указанных отпусков.

В республике сложилась разветвленная система предоставления отпусков. Трудовой кодекс просто продублировал нормы союзного законодательства по видам, продолжительности, суммированию отпусков и не определил новых подходов в этой области.

В соответствии с действующим законодательством, отпуска подразделяются на трудовые и социальные. Установлены основной минимальный отпуск (21 день), основной удлиненный отпуск (от 28 до 56 календарных дней), дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда (7-41), за ненормированный рабочий день (до 14) и длительный стаж работы (до 4 календарных дней). На несколько "подвидов" делятся и социальные отпуска: по беременности и родам (126 календарных дней), по уходу за детьми (до достижения возраста 3 лет), в связи с обучением (20-40 дней), в связи с катастрофой на ЧАЭС (14 дней), творческие (90-180 дней), по уважительным причинам личного и семейного характера (по договоренности с нанимателем).

Исчезает из ныне действующего Трудового кодекса такое понятие, как основной минимальный отпуск, основной удлиненный отпуск. Законом предусмотрено предоставление всем работникам основного отпуска продолжительностью 24 календарных дня, что на 3 дня превышает продолжительность основного минимального отпуска.

Для отдельных категорий работников установлен основной отпуск более 24 календарных дней (ст. 155). Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска будет установлена Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Это позволит определять конкретные категории работников, имеющих право на данный отпуск, конкретную продолжительность отпуска, порядок его предоставления с учетом особенностей функционирования отраслей.

Корректировке подверглись дополнительные отпуска - за ненормированный рабочий день, за работу с вредными условиями труда, за продолжительный стаж работы в организации.

В перечнях работников с ненормированным рабочим днем (это более 40 отраслевых и межотраслевых нормативных правовых актов) сегодня содержатся почти все категории специалистов и служащих. Причем реально в таких условиях они не работают, далеко не всегда учитывается необходимость выполнения работы сверх установленной нормы рабочего времени, сложность, напряженность труда работника. В настоящее время таким отпуском пользуются около 1,5 млн. работников.

Законом предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день за счет собственных средств организации продолжительностью до 7 календарных дней.

Это будет способствовать изменению подходов в предоставлении указанного отпуска – обеспечение нанимателем работы работникам в нормальном режиме - в рамках 8-часового рабочего дня и 40-часовой рабочей недели. Будут учитываться как фактическая переработка нормы продолжительности рабочего времени, так и сама необходимость выполнять работником обязанности за пределами установленной нормы рабочего времени.

Изменен порядок предоставления дополнительного отпуска за продолжительный стаж работы в одной организации. Законодательство, регулирующее предоставление данного вида отпуска основывается на ранее принятых союзных нормативных правовых актах 30-40-х годов, цель которых – закрепление кадров в одной организации, отрасли, заинтересовать работников, работающих на тяжелых, малоквалифицированных работах.

В связи с изменением ситуации на рынке труда, данный вид отпуска можно рассматривать как поощрительный – за длительный стаж работы в организации и предоставлять его за счет собственных средств (прибыли) нанимателя. Закон предоставил право нанимателям предоставлять данный отпуск за счет собственных средств, продолжительностью до 3 календарных дней (ст. 159).

Вносятся изменения в подходы к предоставлению дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Принципиальное значение имеет предлагаемый переход от регулирования указанного вида отпуска на основе Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск к использованию результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом уменьшается максимальная продолжительность данного отпуска с 41 до 28 календарных дней. Это позволит после проведения соответствующих исследований пересмотреть правила предоставления и продолжительность указанных отпусков, стимулировать нанимателя на улучшение условий труда. Порядок, условия предоставления указанных дополнительных отпусков и их продолжительность, а также порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждаются Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Проведение аттестации рабочих мест будет осуществляться на протяжении всего 2008 года. В этот период (до 1 января 2009г.) будут действовать существующие правила предоставления указанного отпуска.

В Главе 12 изменяется редакция статьи 157-1 о дополнительном отпуске за особый характер работы, нормами которой предлагается урегулировать вопросы предоставления отпусков работникам, работа которых связана с высокой потенциальной опасностью для здоровья и жизни работников (подземные работы, работа в условиях искусственного микроклимата, шума, вибрации, ультразвука, работа за рубежом в отдельных странах с тяжелыми климатическими условиями).

Изменена норма о замене денежной компенсацией части трудового отпуска, превышающей 21 календарный день, а не 14, как это предусмотрено действующим Трудовым кодексом (ст. 161). Данное изменение соответствует Конвенции МОТ №132 «Об оплачиваемых отпусках», согласно которой заменяться денежной компенсацией могут только отпуска, превышающие основной минимальный. При этом, в целях защиты здоровья отдельных категорий работников, запрещается заменять денежной компенсацией отпуска, предоставляемые за работу во вредных условиях труда и особый характер работы, на территории радиоактивного загрязнения, инвалидам, несовершеннолетним и беременным женщинам.

Оптимизированы подходы к предоставлению социальных отпусков.

В Трудовом кодексе из разряда оплачиваемых исключен творческий отпуск и переведен в разряд социальных отпусков без сохранения заработной платы (ст.190). Установлена максимальная продолжительность отпуска (не более 30 календарных дней) без сохранения заработной платы по причинам семейно-бытового характера.

Сокращена продолжительность социальных отпусков в связи с обучением (ст.ст. 211, 212, 216, 219). Если ранее продолжительность данных отпусков составляла от 10 до 40 календарных дней, а для защиты предлагается дипломного проекта – 120 календарных дней, то Законом установлен диапазон в пределах от 10 до 30 и 90 календарных дней соответственно.

Законом предусмотрена обязанность нанимателя в предоставлении учебного отпуска с сохранением заработной платы работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым) при получении первого высшего образования.

Работникам, обучающимся в указанных учреждения, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования Законом заложено право (вместо обязанности) на предоставление учебного отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между работником и нанимателем.



Аттестация рабочих мест по условиям труда – основной инструментарий для определения права работников на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Согласно ранее действующему законодательству (с 1992 года) аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась с целью определения права работников на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для разработки плана организационно-технических мероприятий по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями гигиенических нормативов.
Статьей 2 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) предусмотрено, что для определения права работников на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда нанимателями должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда до 31 декабря 2008 года.
В целях реализации названной нормы Советом Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 принято постановление «Об аттестации рабочих мест по условиям труда», а Министерством труда и социальной защиты постановлением от 22.02.2008 № 35 утверждена Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 04.03.2008 г. № 8/18326; опубликовано в выпуске № 66 19.03.2008 г.).
Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному вышеназванным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Однако в 2008 году, как следует из требований статьи 2 вышеназванного Закона, наниматели должны провести аттестацию только для определения права работников на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Безусловно, если в 2008 году истекает срок предыдущей аттестации, то необходимо провести аттестацию на всех рабочих местах, на которых, по мнению аттестационной комиссии, (с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов, результатов государственного санитарного надзора, производственного контроля и т.д.) условия труда не соответствуют гигиеническим нормативам и работникам могут быть установлены соответствующие виды компенсаций.
Результаты аттестации, подтверждающие право работников на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени применяются в 2008 году со дня утверждения результатов аттестации приказом нанимателя. До издания приказа названные виды компенсаций предоставляются в 2008 году на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июля 1994 года № 89.
В целях экономии финансовых затрат на проведение аттестации в 2008 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь допускается использование протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004–2007 годах, а также при необходимости протоколов замеров факторов производственной среды, выполненных в ук
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Александр Георгиевич
Статус неизвестенАлександр Георгиевич
[e-mail скрыт]
Беларусь, Гомель
#3[45286] 2 декабря 2008, 11:59
спасибо, уважаемый Сергей Иванович, за ценную информацию.

буду сейчас изучать...
невольно вспомнил поговорку, что закон, как дышло...:)
То, что для гусеницы - конец света, для бабочки - день рождения.
Ричард Бах
Кssss
Статус неизвестенКssss
ksenia_b81@mail.ru
Беларусь, Минск
#4[45296] 2 декабря 2008, 12:07
С принятием Закона изменилось законодательство о труде, которое наниматель обязан соблюдать независимо от своего желания и согласия работника.

Таким образом, в целях реализации норм Закона нанимателям не следует проводить работу по предупреждению работников об изменении существенных условий труда применительно к частям 3 и 4 статьи 32 Трудового кодекса.

Очень вовремя %)
А вообще, спасибо, информация все таки ценная :)
Интуиция – удивительное чувство, подсказывающее женщине, что она права, даже когда она не права...
Лауреат конкурса «Персона года»
_Janneta_
Статус неизвестен_Janneta_
[e-mail скрыт]
Беларусь, Минск
#5[45303] 2 декабря 2008, 12:24
спасибо ,Сергей, огромное @}-\--
В принципе, женщина может и промолчать, но дело в том, что у женщины нет такого принципа.
Александр
Статус неизвестенАлександр
[e-mail скрыт]
Гродно
#6[48842] 17 декабря 2008, 10:26
Меня больше заинтересовал порядок предоставления трудовых отпусков в 2009 году, особенно последний абзац:
"Неиспользованные (оставшиеся) части трудовых отпусков за рабочий год 2007-2008 в 2009 году должны предоставляться с учетом произведенного расчета продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени относительно 26 января 2008 г."

Т.е. в 2009 году работники имеют право на неиспользованную часть отпуска за 2007/2008 рабочий год с учетом расчета пропорционально до 26.01.2008 года и после 26.01.2008 года и оплата отпусков (прежде всего за НРД до 26.01.2008) будет ложиться на себестоимость, я правильно понял?
Я полагал, что неиспользованные части отпусков за 2007/2008 рабочий год после 1 января 2009 года должны рассчитыватьсмя с учетом действующего после 26 января 2008 года законодательства. Что-то я совсем запутался....


Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Chiardi
Статус неизвестенChiardi
[e-mail скрыт]
Беларусь
#7[48851] 17 декабря 2008, 11:09
Александр писал(а):
Меня больше заинтересовал порядок предоставления трудовых отпусков в 2009 году, особенно последний абзац:
"Неиспользованные (оставшиеся) части трудовых отпусков за рабочий год 2007-2008 в 2009 году должны предоставляться с учетом произведенного расчета продолжительности трудового отпуска пропорционально отработанному времени относительно 26 января 2008 г."

Т.е. в 2009 году работники имеют право на неиспользованную часть отпуска за 2007/2008 рабочий год с учетом расчета пропорционально до 26.01.2008 года и после 26.01.2008 года и оплата отпусков (прежде всего за НРД до 26.01.2008) будет ложиться на себестоимость, я правильно понял?
Я полагал, что неиспользованные части отпусков за 2007/2008 рабочий год после 1 января 2009 года должны рассчитыватьсмя с учетом действующего после 26 января 2008 года законодательства. Что-то я совсем запутался....
Речь идет именно о "неиспользованных (оставшихся) частях трудовых отпусков".Т.е если работник брал часть отпуска в 2008 году, оставшаяся часть рассчитывается: 24 (или больше с учетом доп.отпусков)- кол-во дней предоставленного отпуска. Ну например: за 2007-2008 год при пропорциональном расчете работнику положен отпуск 26 кал.дней В 2008 он взял 14, осталось -12. Если отпуск будет предоставляться после 01.01.2009, то остаток будет составлять 24-14=10 кал.дней
Гость (гость)
Статус гостя неизвестенГость (гость)
#8[48859] 17 декабря 2008, 11:39
А я поняла, буквально читая этот абзац, что если часть отпуска за 2007-2008 г.г. была использована, то в 2009 г. предоставляется оставшаяся часть отпуска из продолжительности, которая была рассчитана пропорционально отработанному времени относительно 26.01.2008. То есть в предыдущем примере в 2009 г. работнику будет необходимо предоставить 12 к.д.
А кто как понимает эти "интересные" рекомендации?
Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года» Лауреат конкурса «Персона года»
Александр Георгиевич
Статус неизвестенАлександр Георгиевич
[e-mail скрыт]
Беларусь, Гомель
#9[48861] 17 декабря 2008, 11:53
Гость писал(а):
А я поняла, буквально читая этот абзац, что если часть отпуска за 2007-2008 г.г. была использована, то в 2009 г. предоставляется оставшаяся часть отпуска из продолжительности, которая была рассчитана пропорционально отработанному времени относительно 26.01.2008. То есть в предыдущем примере в 2009 г. работнику будет необходимо предоставить 12 к.д.
А кто как понимает эти "интересные" рекомендации?
уже никаких пропорций...
24 дня начиная с 1.01.2009 г.
и отнимать надо от 24 ту часть, котрую работник использовал.
То, что для гусеницы - конец света, для бабочки - день рождения.
Ричард Бах
Гость (гость)
Статус гостя неизвестенГость (гость)
#10[48873] 17 декабря 2008, 12:18
До прочтения этих рекомендаций я считала также, а теперь и не знаю...
« Первая ← Пред.1 2 3 4 След. → Последняя (4) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Голосование
Чем может быть полезен хакатон HR-у?





Хакатон — это…





Сколько длится хакатон?




Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 122 пользователя.

Посмотреть все

Погода

Вы можете выбрать другой город для информера
Ближайшие праздники