okok@profigroup.by Беларусь, Минск
|
|
Елена писал(а): Господа, вашему вниманию предлагается новый вопрос об оформлении трудовых отношений с руководителем.
1. Следует ли издавать приказы о приеме и увольнении руководителя организации, и если следует, то к какой категории они относятся – по основной деятельности или по личному составу?
2. Какой же приказ должен издать наниматель – о приеме на работу или о заключении трудового договора?
3. Если в организации нет вышестоящей организации, кто может издавать приказы о приеме и увольнении в отношении руководителя такой организации?
Первым высказался В.Э.Самосейко, юрист.:Свиток В.Э. Самосейко,
юрист
«Белые пятна» в оформлении трудовых отношений с руководителем организации
Трудовые отношения с руководителем организации имеют свои особенности вследствие того, что руководитель с одной стороны является уполномоченным лицом нанимателя, с другой стороны – наемным работником. Это двойственное правовое положение руководителя организации в некоторых случаях на практике вызывает ряд вопросов правоприменительного характера. Рассмотрим их более подробно.
1. Особенности оформления приема и увольнения
Вопрос: следует ли издавать приказы о приеме и увольнении руководителя организации, и если следует, то к какой категории они относятся – по основной деятельности или по личному составу?
Шаг 1. Вначале давайте разберемся с тем, кто является нанимателем по отношению к руководителю.
Определение нанимателя по отношению к руководителю, приводится в главе 18 ТК, - «собственник имущества организации либо уполномоченный им органом». Согласно данному определению нанимателем по отношению к руководителям, в частности,:
100 % государственных организаций является государство или уполномоченные им органы (т.е. Президент Республики Беларусь, министр и т.п.);
частных унитарных предприятий – собственник имущества предприятия;
хозяйственных обществ (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) является само юридическое лицо, т.е. оно и является собственником имущества. Функции нанимателя в данном случае, выполняет уполномоченный орган собственника имущества – общее собрание участников (акционеров) или совет директоров.
В дальнейшем, это понадобиться нам для определения лица, полномочного принимать решения, касающиеся вопросов приема, увольнения, премирования, наложения дисциплинарного взыскания, определения порядка предоставления отпусков и направления в командировку руководителей организации, а также для определения лиц, ответственных за несоблюдение законодательства о труде по отношению к руководителю организации.
Шаг 2. Необходимость издания приказов.
Неясность № 1.
Согласно ч. 4 ст. 25 и п.5 ст. 54 ТК наниматель обязан после заключения трудового договора оформить прием на работу приказом. Заметим, что в указанных нормах это требование сформулировано немного по-разному:
ч. 4 ст. 25 ТК п.5 ст. 54 ТК
После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись.
При приеме на работу наниматель обязан:
…
5) оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;
исходя из анализа рассматриваемых норм, можно сделать следующее заключение:
приказом оформляется прием на работу Приказом оформляется заключение трудового договора
Вопрос: Так какой же приказ должен издать наниматель – о приеме на работу или о заключении трудового договора?
При приеме на работу «обычных» работников подобный вопрос явно не возникает.
Неясность № 2.
Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией (п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4) (далее - Инструкция N 4).
Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.
Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности (п. 94 Инструкции).
То есть, приказы (распоряжения) издаются только руководителем организации. Иного действующее законодательство не предусматривает (имеется в виду, конечно трудовое и хозяйственное законодательство, т.к., например, суд вправе издавать судебные приказы, но это к рассматриваемому вопросу никакого отношения не имеет).
Издание приказов в отношении руководителя организации не вызывает вопросов, если они издаются, например, руководителем вышестоящей организации. В частности, это касается руководителей государственных организаций и дочерних унитарных предприятий.
Вопрос: Если в организации нет вышестоящей организации, кто может издавать приказы о приеме и увольнении в отношении руководителя такой организации?
Право на прием на работу и увольнение с работы руководителя:
- хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) принадлежит общему собранию участников (акционеров), и в некоторых случаях – совету директоров (ч. 1 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах») (далее – Закон о хозяйственных обществах);
- частного унитарного предприятия (УП) - учредителю (собственнику имущества) (п. 4 ст. 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона от 28.12.2009 № 97-З).
Решения общего собрания участников хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета) в соответствии со ст. 47 и ч. 2 ст. 52 Закона о хозяйственных обществах оформляется протоколом.
Форма (решения, распоряжения и т.п.) оформления решения собственника имущества частного унитарного предприятия – физического лица законодательством не установлена.
То есть для того, чтобы руководитель хозяйственного общества или унитарного предприятия мог полноценно выполнять свои функции достаточно решения общего собрания участников (акционеров), совета директоров или собственника имущества предприятия, и трудового договора.
Это подтверждается, в частности, разъяснениями Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.05.2009 № 02-43/1244 «О подтверждении полномочий руководителя», согласно которым полномочия руководителя могут быть подтверждены приказом о назначении на должность руководителя или выпиской из решения органа управления юридического лица, в компетенцию которого входит избрание руководителя организации, а также трудовым договором (контрактом) либо выпиской из него, либо гражданско-правовым договором, либо выпиской из него о сроке договора.
Следовательно, полномочия руководителя подтверждаются:
1-й вариант приказ о приеме
+
трудовой договор
2-й вариант выписка из решения органа управления юридического лица, в компетенцию которого входит избрание руководителя организации
+
трудовой договор
3-й вариант выписка из решения органа управления юридического лица, в компетенцию которого входит избрание руководителя организации
+
гражданско-правовой договор, либо выпиской из него
В качестве кратного итого вышесказанного можно привести следующую таблицу:
Виды собственников - нанимателей Характеристика
1-й вариант организации, имеющие вышестоящие органы - юридические лица юридические лица, не являются собственниками имущества и используют наемный труд
2-й вариант хозяйственные общества и частные унитарные предприятие, где собственник имущества – физическое лицо используют наемный труд
3-й вариант хозяйственные общества и частные унитарные предприятие, где собственник имущества – физическое лицо пользуются услугами по управлению организацией
Таким образом, для подтверждения полномочий руководителя организации в некоторых случаях издания приказа о приеме нет необходимости.
С другой стороны, издание такого приказа будет не правомочно, поскольку:
- это, как ранее говорилось, полномочие общего собрания участников (акционеров) или собственника имущества, которое оформляется в форме протокола, решения, но ни как в форме приказа;
- руководитель организации не уполномочен нанимать сам себя на должность руководителя, а может лишь констатировать данный факт. В этом случае – это будет уже не приказ о приеме на работу, а приказ, констатирующий такой факт.
Подписание такого приказа иным лицом, например, участником или собственником имущества не изменяет сути проблемы:
во-первых, приказ издается от имени руководителя, т.к. это правовой акт, издаваемый руководителем;
во-вторых, подписание участником, даже если его на это уполномочило общее собрание, или собственником имущества предприятия, по сути, дублирует решение общего собрания участников и собственника имущества, и юридически будет решение этих органов, но принятое под названием «приказ». Приказ – это, в первую очередь, волеизъявление самого руководителя или уполномоченного им лица (в рамках компетенции единоличного исполнительного органа, конечно). А такого волеизъявления не может быть, т.к. у руководителя нет полномочий на прием самого себя.
Примечание. Ранее действовавшее законодательство, по сути, вынуждало издавать такие приказы. Например, вновь назначенный руководитель организации обязан в 10-дневный срок со дня издания приказа о назначении его на должность обратиться в регистрирующий орган за получением удостоверения руководителя (ч. 3 п. 3 Порядка выдачи удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.04.1999 № 551 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации» (документ утратил силу)).
Мнение:
Руководитель организации в отношении самого себя не может издавать приказ о приеме на работу, издается, по усмотрению такого руководителя, приказ, констатирующий такой факт. При этом, приказ, констатирующий факт приема на работу руководителя организации, относится к категории приказов по основной деятельности, поскольку его цель – уведомить работников о приеме на работу нового руководителя.
Проблемы: коллизия между ст. 25 ТК, законодательством о хозяйственных обществах и унитарных предприятий, Инструкций (по делопроизводству) по поводу оформления приема на работу.
Еще ждем мнение Рыбакова А.Е.
и ваши соответственно.
Рыбаков А.Е., директор Белорусского НИИ документоведения и архивного дела, кандидат юридических наук:
Мнение Рыбакова А.Е.
1. Во многом следует согласиться с Самосейко В.Э. Трудовое и иное законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы назначения на должность руководителя организации, и в частности Трудовой кодекс Республики Беларусь, действительно содержит ряд неясностей и противоречий. Во многом это является следствием недостаточного понимания вопросов документального оформления трудовых отношений, вытекающих из норм действующего законодательства по делопроизводству, основанного на теоретических разработках документоведения и сложившейся практике управления и делопроизводства.
В первую очередь нужно обратить внимание на то, что не во всех организациях издаются приказы вообще, в том числе о приеме на работу и о приеме на работу руководителя организации, в частности (при этом в отношении руководителей представляется более корректным говорить не о приеме на работу, а о назначении на должность, как это предусмотрено, например, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»). Согласно Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.
Таким образом, приказы могут издаваться (и издаются) только в организациях, действующих на основе принципа единоначалия.
Наряду с этим управление организацией может осуществляться на основе принципа коллегиальности. В этом случае вопросы основной деятельности отражаются в постановлениях или решениях – правовых актах, принимаемых коллегиально. По оперативным вопросам руководителем коллегиального органа издаются распоряжения. Таким образом, вопросы приема на работу (назначения на должность), в том числе руководителя организации, могут фиксироваться (и это применяется на практике) не только в приказах, но и в постановлениях, решениях, распоряжениях.
В этом контексте более логичным и обоснованным оформлять назначение на должность руководителя хозяйственного общества, частного унитарного предприятия не приказом самого назначаемого руководителя, что представляется абсурдным по сути, а решением учредителя или органа управления юридического лица, в компетенцию которого входит избрание руководителя организации: собрания участников (акционеров), совета директоров, учредителя (собственника имущества).
При этом следует обратить внимание, что заседания (собрания совещания) коллегиальных органов оформляются протоколами, каждый из которых содержит распорядительную часть («ПОСТАНОВИЛИ» или «РЕШИЛИ»). Принятое решение может оформляться и в виде самостоятельного распорядительного документа (постановления или решения).
С учетом изложенного нельзя не согласиться с мнение автора материала о том, что руководитель организации в отношении самого себя не может издавать приказ о приеме на работу, а в вопросе оформления приема на работу наблюдается коллизия между ст. 25 ТК, законодательством о хозяйственных обществах и унитарных предприятий, законодательством по делопроизводству.
Во избежание недоразумений с определением конкретного вида локального правового акта, которым является распорядительный документ о назначении на должность руководителя организации, представляется логичным унифицировать обозначение вида этого акта в Трудовом кодексе и иных связанных с ним содержанием вопроса актах законодательства. Отметим, что статьей 152 ТК предусмотрено оформление предоставления отпуска наряду с приказами (распоряжениями) также и решениями (хотя почему-то не указан такой вид документа, как постановление).
2. Нельзя согласиться с автором материала, что приказ (иной правовой акт) о приеме на работу (назначении на должность) руководителя организации следует отнести к категории приказов по основной деятельности. Это, безусловно, приказ по личному составу, что определяется законодательством по делопроизводству, относящим все распорядительные документы (приказы, распоряжения, постановления, решения), связанные с приемом на работу к категории приказов по личному составу (см. ст. 16 Перечня типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38, и п. 944 Перечня типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 82).
Другое дело, что иногда в одном приказе (ином распорядительном документе) объединяются вопросы и основной деятельности, и назначения на должность руководителя организации. Например, соответствующие позиции предусмотрены в унифицированной форме приказа о создании организации, включенной в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации, утвержденную приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 (с изм. и доп. от 24 марта 2008 г. № 16). Подобная практика является исключительной для делопроизводства, так как нормативные документы не допускает объединения в одном приказе вопросов основной деятельности и личного состава (см. п. 98 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь). Но если в силу специфики сложившейся управленческой ситуации такое происходит, то такой приказ должен быть отнесен к категории приказов по основной деятельности. Если же распорядительный документ издается (принимается) только по вопросу назначения руководителя, то он должен быть отнесен к категории приказов по личному составу.
В этом контексте возникает вопрос о том, насколько вообще целесообразно издавать приказ для констатации факта приема на работу руководителя организации? Для фиксации фактов существуют такие виды информационно-справочных документов, не являющихся правовыми актами, как справки, акты, записки и др. Распорядительные документы – это правовые акты, они содержат распорядительные действия и/или определенные нормы, а констатация фактов в них бывает необходима для раскрытия причин и обоснования необходимости (основания) издания соответствующего распорядительного документа. Именно поэтому соответствующая информация указывается в констатирующей, а не распорядительной части правового акта (см. п. 99 Инструкции по делопроизводству в государственных органа и организациях).
Представляется, что для уведомления работников о приеме на работу (назначении) нового руководителя достаточно соответствующего распорядительного документа (либо выписки из него) вышестоящего органа, учредителя или органа управления юридического лица, в компетенцию которого входит избрание руководителя организации (это может быть, как мы выяснили и приказ, и решение). На основании этого документа, на мой взгляд, должна вноситься и запись в трудовую книжку назначенного руководителя организации.
|
|
|