В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.
Close

Вход на сайт

Для входа можно использовать учётную запись, созданную на любом из сайтов Нормативка.by, Бухгалтер.by, Экономист.by, Юрисконсульт.by.


 
RSS Печать

Правомерно ли

Рубрика: Юридические вопросы
Ответов: 19

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

« Первая ← Пред.1 2 След. → Последняя (2) »
Алексей
Статус неизвестенАлексей
alex3d@tut.by
Беларусь, Минск
#11[188455] 2 июня 2010, 11:26
Zaza писал(а):

В данном случае у нашего контрагента была налоговая проверка..
Повторюсь, не зависимо от проводимых проверок, документа подтверждающего факт дебиторской задолженности нет. Обращайтесь за разъяснениями в налоговый орган списавший деньги, а если толкового ответа не получите (что скорее всего и будет) обращайтесь в суд.
Все будет так, как должно быть. Даже если будет иначе.
Сергей Иванович
Статус неизвестенСергей Иванович
[e-mail скрыт]
Слоним
#12[188465] 2 июня 2010, 11:47
Для сведения.
Свиток: Дебиторка и ИМНС

ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ
НА ДЕБИТОРСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Согласно п. 6 ст. 7 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» государственная налоговая инспекция Республики Беларусь и ее должностные лица обязаны: отыскивать имущество недоимщиков, на которое может быть обращено взыскание недоимки по налогам и финансовых санкций, принимать установленные законодательством меры к лишению недоимщиков возможности пользоваться и распоряжаться этим имуществом, обращать взыскание задолженности перед бюджетом на это имущество, а также на дебиторскую задолженность. В связи с этим п. 13 ст. 8 Закона налоговой инспекции предоставлено право выдавать обязательные для банков и других финансово-кредитных учреждений распоряжения (постановления) на принудительное взыскание обязательных платежей, добровольно не уплаченных в бюджет в установленные сроки, со счетов предприятий, а также со счетов их дебиторов.
Погашение задолженности перед бюджетом посредством взыскания дебиторской задолженности может быть осуществлено только при невозможности взыскания задолженности ввиду отсутствия денежных средств на счетах должника. Причем при наличии платежного поручения дебитора на перечисление своих обязательных платежей в первую очередь исполняется его платежное поручение, а затем платежное требование налогового органа на взыскание дебиторской задолженности должника в счет уплаты его задолженности.
Порядок взыскания обязательных платежей со счетов дебиторов нормативно урегулирован Положением о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. № 87, с изменениями и дополнениями (далее – Положение), а также Инструкцией по применению Положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденной приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 17 апреля 1999 г. № 77 (далее – Инструкция).
При определении наличия дебиторской задолженности, которую можно взыскать в счет погашения задолженности перед бюджетом, необходимо учитывать положения гражданского законодательства и непосредственно договора. В соответствии с п. 49 Инструкции инкассовые распоряжения на взыскание обязательных платежей оформляются по истечении срока расчетов между должником и дебитором, предусмотренного договором. Обусловлено это тем, что до наступления этого срока у сторон договора имеются обязательства, срок исполнения которых не наступил либо наступил только у одной стороны. Например, одно предприятие поставило другому партию товара, срок расчетов установлен договором в течение месяца после получения товара. В этом случае налоговый орган вправе выставить инкассовое распоряжение только по истечении месяца со дня получения товара. С другой стороны, временной интервал, в течение которого может быть выставлено платежное требование, ограничен сроками исковой давности, по истечении которых налоговый орган не вправе взыскать сумму задолженности с дебитора. Общий срок исковой давности установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК) и составляет 3 года. Однако из этого правила имеются исключения. Статьей 751 ГК по требованиям, вытекающим из перевозки груза, предусматривается сокращенный срок исковой давности в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством. Сокращенные либо более длительные сроки давности могут устанавливаться и другими законодательными актами.
В соответствии с законодательством основанием для оформления платежных инструкций на взыскание сумм дебиторской задолженности может являться:
· акт проверки органа взыскания, выявившего наличие дебиторской задолженности по данным бухгалтерского учета должника;
· заявление должника с указанием дебитора и акт сверки суммы дебиторской задолженности;
· акт сверки дебиторской задолженности.
В первом случае инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – инспекция МНС) при неуплате в установленные законодательством сроки причитающихся платежей в бюджет и невозможности взыскания этих платежей со счета должника в бесспорном порядке проводит проверку данного субъекта на предмет возможности погашения задолженности перед бюджетом за счет дебиторской задолженности. Если ее наличие будет выявлено, инспекция производит ее списание в бесспорном порядке. Следует обратить внимание на то, что после проведения проверки и выявления наличия дебиторской задолженности у налогоплательщика налоговый орган вправе оформить платежное требование, не устанавливая факт наличия кредиторской задолженности у самого дебитора.
Иными словами, налоговый орган вправе не производить встречную проверку с целью установления факта наличия дебиторской задолженности. Сумма, взысканная в бесспорном порядке с лица, не являющегося дебитором, должна быть возвращена законному собственнику, а т.к. согласно Положению ответственность за достоверность данных, принятых во внимание при взыскании дебиторской задолженности, несет лицо, имеющее задолженность перед бюджетом, то и возврат взысканных сумм также будет должно произвести это лицо, а не налоговый орган, производивший взыскание. Исходя из судебной практики иски о возврате сумм, взысканных с лиц, которые в действительности не являются дебиторами, должны предъявляться именно к налоговым органам, взыскавшим их. Объясняется это тем, что налоговая инспекция вправе произвести взыскание только дебиторской задолженности, следовательно, в ее обязанности входит необходимость установления ее наличия. В случае же незаконного взыскания сумм у лица, не являющегося дебитором, убытки подлежат возмещению в общем порядке, установленном гражданским законодательством, а не Положением.
Во втором случае при наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом он сам, не дожидаясь соответствующих мер реагирования со стороны налогового органа, вправе представить в инспекцию МНС по месту постановки на налоговый учет заявление с указанием своих дебиторов с целью взыскания с них задолженности в счет погашения своих долгов перед бюджетом.
Следует иметь в виду, что при представлении должником заявления о наличии дебиторов составление акта сверки является обязательным, причем одного заявления должника недостаточно. В случае если инспекция МНС произведет списание средств со счета лица, указанного должником в заявлении как дебитора, но без акта сверки, а впоследствии окажется, что сумма взыскана с лица, не являющегося дебитором, налоговый орган будет обязан возвратить незаконно взысканные средства. Возврат денежных средств производится без начисления пени, т.к. согласно ч. 3 п. 2 ст. 10 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» с начислением пени возвращаются только суммы платежей, излишне взысканные в бюджет по результатам проверок налогоплательщиков, т.е. пеня начисляется только при возврате неправомерно взысканных налогов и иных обязательных платежей, но не сумм дебиторской задолженности. Однако это не лишает дебитора права требовать возмещения причиненных ему убытков.
При направлении в инспекцию МНС заявления о наличии дебиторов налогоплательщикам и инспекции МНС необходимо учитывать, что право на погашение задолженности перед бюджетом за счет взыскания дебиторской задолженности возникает только в том случае, если задолженность невозможно погасить за счет денежных средств налогоплательщика-должника. Так, многие налогоплательщики, осуществляющие хозяйственную деятельность, постоянно сталкиваются с проблемами взыскания долгов с контрагентов. При этом судебный порядок взыскания представляется им довольно долгим и сложным, в то время как обращение в налоговый орган с заявлением о взыскании дебиторской задолженности кажется проще. Они искусственным путем создают задолженность перед бюджетом и обращаются в инспекцию с просьбой ее погашения за счет своих дебиторов. Действия налогоплательщиков в данном случае являются неправомерными. Согласно законодательству взыскание в первую очередь должно быть обращено на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика, и лишь при их отсутствии – на дебиторскую задолженность.
При погашении задолженности перед бюджетом путем взыскания дебиторской задолженности зачастую возникает множество вопросов по поводу самого факта ее наличия. Например, налоговый орган вправе списать сумму дебиторской задолженности не только со счетов юридического лица, но и со счетов его филиала либо другого обособленного структурного подразделения, выделенного на обособленный баланс и имеющего расчетный счет. Руководители филиалов часто не соглашаются с такими взысканиями, ссылаясь на то, что договоры заключали не они, а непосредственно юридическое лицо, которое и должно рассчитываться по долгам. При этом не принимается во внимание то, что согласно п. 2 ст. 51 ГК филиалом юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Пунктом 3 определено, что филиалы не являются юридическими лицами, а лишь его подразделениями, наделяются имуществом создавшего их юридическим лицом, действуют на основании утвержденных им положений и от его имени. Денежные средства, находящиеся на расчетном счете филиала, являются собственностью юридического лица. В связи с этим сумма дебиторской задолженности может быть списана как со счетов самого юридического лица, так и со счетов его филиалов и других структурных подразделений.
Иногда инспекции МНС ошибочно определяют наличие дебиторской задолженности. Например, инспекция МНС не вправе взыскать с юридического лица задолженность налогоплательщика перед бюджетом путем взыскания части взноса налогоплательщика в уставный фонд юридического лица, т.к. в данном случае отсутствует сама дебиторская задолженность. Обусловлено это тем, что согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.
Денежные средства (иное имущество), внесенные учредителями в уставный фонд, например, общества с ограниченной ответственностью, являются собственностью общества, и обращение взыскания по долгам учредителя на эти денежные средства (имущество) не допускается. Иными словами, с момента внесения взноса в уставный фонд внесенная сумма перестает быть взносом и становится собственностью юридического лица, в данном случае общества с ограниченной ответственностью. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо, в определенных случаях, вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
Таким образом, инспекцией МНС, как и другими государственными органами и юридическими лицами, сумма задолженности учредителя не может быть взыскана с учрежденного ими юридического лица, т.к. оно не отвечает по обязательствам своего учредителя.
Для взыскания задолженности в первую очередь необходимо произвести выделение части имущества общества с ограниченной ответственностью, соответствующей доле должника в его уставном фонде, с целью обращения взыскания на это имущество. Только когда денежные средства перейдут в собственность юридического лица – бывшего учредителя, за счет них может быть погашена задолженность.
В соответствии с гражданским законодательством в случае выхода или исключения участника хозяйственного товарищества или общества из состава участников (кроме участника акционерного общества) ему выплачивается стоимость части имущества хозяйственного товарищества или общества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительными документами, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю. Причитающаяся выходящему (исключаемому) участнику часть имущества хозяйственного товарищества (общества) или ее стоимость определяется по балансу, составляемому на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли – на момент расчета. Выплата стоимости доли или выдача другого имущества выходящему (исключаемому) участнику производится по окончании финансового года и после утверждения отчета за год, в котором он вышел или исключен из хозяйственного товарищества (общества), в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятии решения об исключении, если иное не предусмотрено учредительными документами.
В случае выплаты указанной суммы учредителю – юридическому лицу, имеющему задолженность перед бюджетом, она может быть взыскана с его расчетного счета. Если же все документы по выходу (исключению) из состава учредителей уже оформлены, юридическому лицу – бывшему учредителю начислены причитающиеся к выплате средства, но по какой-либо причине не выплачены, то они могут быть взысканы как дебиторская задолженность.


ЮРИЙ ВЕРЕМЕЙКО,
юрист
Обзор судебной практики Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
О взыскании задолженности перед бюджетом за счет средств дебиторов плательщика



ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ДЕБИТОРОВ ПЛАТЕЛЬЩИКА

Общие положения о взыскании дебиторской задолженности определены в статье 58 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту - НК), в соответствии с которой взыскание налога, сбора (пошлины), пени (далее по тексту - налогового обязательства) плательщика или иного обязанного лица (далее по тексту - плательщика) за счет средств его дебиторов производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика.
Основаниями для принятия решения налогового органа о взыскании сумм налогового обязательства за счет средств дебиторов могут являться:
1) акт проверки плательщика налоговым органом;
2) заявление плательщика об уступке требования кредитора налоговому органу и документ (акт сверки или иной, подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика.
Согласно статье 85 НК решение налогового органа может быть обжаловано плательщиком, если он полагает, что такое решение принято с нарушением положений налогового законодательства либо нарушает его права.
В случае если права субъекта хозяйствования нарушены необоснованным списанием с его счета денежных средств, в связи с принятием налоговым органом решения о взыскании сумм налогового обязательства плательщика за счет средств его дебитора, следует иметь в виду следующее.
Если по иску дебитора решение налогового органа о взыскании суммы налогового обязательства плательщика за счет средств дебитора, принятое на основании заявления плательщика, признано судом недействительным вследствие представления плательщиком недостоверных сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности, дебитор вправе, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и пунктом 3 статьи 58 НК, потребовать возмещения плательщиком причиненных убытков, в том числе и взысканных налоговым органом со счета дебитора денежных сумм.
Если решение, принятое на основании акта проверки плательщика налоговым органом, признано недействительным вследствие ошибок, допущенных налоговым органом при установлении сведений о дебиторах плательщика и суммах дебиторской задолженности, дебитор вправе, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 ГК, требовать возврата списанных сумм из бюджета (пункт 1 статьи 84 НК) или зачета сумм в счет предстоящих платежей (статья 61 НК).
Предприятие "А" обратилось в хозяйственный суд с иском к налоговой инспекции и обществу "Ш" о признании недействительным решения о принудительном взыскании дебиторской задолженности в размере 740 тысяч рублей и о возврате из бюджета бесспорно списанных денежных средств.
В обоснование заявленных требований истцом были представлены документы, подтверждающие, что его фактическая задолженность перед предприятием "Ш" составляет 21 тысячу рублей.
Ответчики иск не признали. Налоговая инспекция при этом сослалась на пункт 3 статьи 58 НК, согласно которому ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что основанием для взыскания суммы задолженности с дебитора плательщика послужил акт проверки налогового органа, выявившего наличие дебиторской задолженности в сумме 740 тысяч рублей, а не заявление плательщика. Суд признал решение налоговой инспекции о принудительном взыскании дебиторской задолженности недействительным и удовлетворил требование о возврате из бюджета необоснованно списанной со счета истца суммы в размере разницы между списанной и фактической задолженностью дебитора перед плательщиком. В иске к обществу "Ш" было отказано в связи с необоснованностью заявленных требований.
Требовать возврата списанных сумм из бюджета или зачета сумм в счет предстоящих платежей дебитор вправе и в том случае, когда решение о взыскании суммы налогового обязательства плательщика за счет средств дебитора принято налоговым органом на основании заявления плательщика без приложения к нему документа, подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора.

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда

Решение от 08.04.2004 Хозяйственного суда Гомельской области
Взыскание дебиторской задолженности плательщиков - организаций производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Если взыскание дебиторской задолженности осуществлено налоговым органом в соответствии с требованиями законодательства, исковые требования дебитора о возврате взысканных сумм не подлежат удовлетворению


РЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
8 апреля 2004 г.

Хозяйственный суд Гомельской области рассмотрел в открытом (закрытом) судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "А" к Инспекции МНС о признании незаконными действий должностных лиц инспекции и возврате из бюджета 22343100 руб.
Истец просит признать незаконными действия должностных лиц инспекции МНС по списанию денежных средств с ОАО "А" в счет погашения задолженности по налогам СПК "В" 3500000 руб.; КСУП "М" в сумме 3000000 руб. и колхоз (СПК) "П" в сумме 15843100 руб. и возвратить из бюджета необоснованно списанную сумму 22343100 руб.
В процессе рассмотрения дела представитель истца поддерживал исковые требования и считает, что действия работников инспекции МНС противоречат ст. ст. 31, 61 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, так как задолженность истца перед вышеуказанными субъектами отсутствует.
Представители ответчика исковые требования не признали на том основании, что указанные суммы списаны с ОАО "А" на основании актов тематических проверок, которыми установлен факт наличия задолженности истца перед колхозом (СПК) "В", КСУП "М" и колхозом (СПК) "П".
16.02.2004 г. зам. нач-ка отдела учета платежей ИМНС проведена тематическая проверка ОАО "А" по вопросу наличия кредиторской задолженности перед хозяйствами Гомельского района за период январь и 15 дней февраля месяца 2004 г. В ходе проверки установлено наличие у истца перед колхозом (СПК) "В" задолженности в сумме 3500000 руб. по сводным машинограммам по поступлению молока, представленными ОАО "А". Согласно принятого решения указанная сумма списана с истца в счет погашения задолженности колхоза (СПК) "В" по платежам в бюджет платежным требованием N 200 от 20.02.2004 г.
Сумма 15843100 руб. списана инспекцией МНС с истца 12.02.2004 г. платежным поручением N 168 согласно акта тематической проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности колхоза (СПК) "П", который подписан председателем и главным бухгалтером.
20 февраля 2004 г. проведена проверка КСУП "М", согласно которой задолженность ОАО "А" составляет 6000000 руб. Платежным поручением N 206 от 23.02.2004 г. с истца списана дебиторская задолженность в сумме 3000000 руб., в счет имеющейся задолженности КСУП перед бюджетом.
По мнению представителей ответчика платежные требования выставлены инспекцией МНС на основании ст. 58 общей части Налогового кодекса и ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик, а не инспекция.
Рассмотрев материалы дела, изучив дополнительно представленные документы, выслушав представителей ответчика суд

установил:

Инспекцией МНС проведены тематические проверки ОАО "А", колхоза (СПК) "П" и КСУП "М". В ходе тематических проверок установлено, что ОАО "А" имеет задолженность за сданное молоко колхозу (СПК) "П" в сумме 15843100 руб., колхозу (СПК) "В" в сумме 3500000 руб. и задолженность КСУП "М" составляет 6000000 руб.
По результатам тематических проверок составлены акты от 12, 16 и 20 февраля 2004 г. На основании актов проверок начальником инспекции МНС приняты решения о взыскании с ОАО "А" денежных средств в сумме 3500000 руб., 15843100 руб. и 3000000 руб. в счет погашения задолженности по платежам в бюджет колхоза СПК "В", колхоза СПК "П" и КСУП "М". На списание вышеуказанных сумм инспекцией МНС выставлены платежные требования N 200, N 168 и N 206.
Истец, считая действия налоговой инспекции по списанию денежных средств с ОАО "А" в общей сумме 22343100 руб. необоснованными просит признать их незаконными.
Как усматривается из материалов дела должностными работниками инспекции МНС в феврале месяце 2004 г. проведены тематические проверки на основании п. 1 ст. 64, ст. 81 общей части налогового кодекса Республики Беларусь и ст. 8 закона Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь".
По итогам проверки составлены акты в соответствии со ст. 78 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь по колхозу (СПК) "П" и КСУП "М", подписанные руководителем плательщика и лицом, выполняющим функции главного бухгалтера, проверяемого плательщика (п. 5 ст. 78 вышеуказанного кодекса). Согласно акта проверки от 12.02.2004 г. задолженность ОАО "А перед колхозом СПК "П" составляет 15843100 руб., перед КСУП "М" - 6000000 руб. (акт от 20.02.2004 г.).
Решение налогового органа о взыскании налога, пени за счет средств дебиторов выносится на основании акта проверки плательщика, подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (п. 2 ст. 58).
В соответствии с п. 1 ст. 58 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и подп. 1.9 п. 1 постановления МНС Республики Беларусь от 19.12.03 г. N 117 "О порядке обеспечения исполнения и принудительного исполнения налогового обязательства, уплаты пеней" взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщиков (иного обязательного лица) организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).
Следовательно, вышеуказанные суммы задолженности списаны инспекцией МНС с истца обоснованно и действия должностных лиц инспекции МНС соответствуют действующему законодательству, так как согласно пункта 3 ст. 58 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (иное обязательное лицо) - организация.
Актом тематической проверки от 16.02.04 г. ОАО "А" установлено, что общество имеет задолженность перед колхозом (СПК) "В" в сумме 3,5 млн.руб. Акт проверки составлен на основании сводных машинограмм по поступлению молока, представленных должностным лицам инспекции МНС работниками ОАО "А", которые несут ответственность за их достоверность. Кроме того, 13 февраля 2004 г. колхоз (СПК) "В" подал в инспекцию МНС заявление об уступке требования кредитора на взыскание с ОАО "А" задолженности в сумме 4300000 руб.
Отсюда следует, что списание суммы 3500000 руб. инспекцией МНС произведено на основании норм действующего законодательства. Ответственность за достоверность представленных сведений должностные лица инспекции МНС не несут.
Таким образом, действия должностных лиц инспекции МНС по Гомельскому району соответствуют ст.ст. 58, 78, 81 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и ст. 8 Закона Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" и не нарушают права и законные интересы истца (п. 2 постановления Пленума ВХС РБ от 22 05.2003 г. N 5). Взысканная сумма возврату не подлежит.
Возражения истца не приняты судом во внимание по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения. Истец не представил суду доказательств отсутствия задолженности перед данными субъектами хозяйствования.
При таких обстоятельствах требования истца не подтверждаются материалами дела и не подлежат удовлетворению.
Истцом уплачена госпошлина в сумме 175000 руб., а подлежала уплате о признании незаконными действий должностных лиц по каждому факту списания денежных средств. В связи с чем, на основании ст.ст. 101, 108 ХПК Республики Беларусь, с истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 380000 руб., исходя из новой базовой ставки, установленной 01.04.2004 г.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 58, 81 общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, ст.ст. 108, 150, 153 и 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, пунктом 2 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.05.03 г. N 5 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.12.2000 г. N 12 "О практике разрешения споров, с участием государственных налоговых органов", суд -

решил:

В иске ОАО "А" отказать.
Виталий
Статус неизвестенВиталий
viitalii@mail.ru
Беларусь, Минск
#13[188532] 2 июня 2010, 12:37
Алексей писал(а):
Zaza писал(а):

В данном случае у нашего контрагента была налоговая проверка..
Повторюсь, не зависимо от проводимых проверок, документа подтверждающего факт дебиторской задолженности нет. Обращайтесь за разъяснениями в налоговый орган списавший деньги, а если толкового ответа не получите (что скорее всего и будет) обращайтесь в суд.
Согласен с Плевако, что конкретней некуда.

Статья 58. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации

1. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).
Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком (иным обязанным лицом) и его дебиторами.
2. Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика (иного обязанного лица) на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица), оформленной налоговым органом на основании документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 22 настоящего Кодекса, либо по результатам проверки, проведенной налоговым органом, либо заявления плательщика (иного обязанного лица) об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком (иным обязанным лицом) документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (иного обязанного лица). Решение должно содержать указание на дебитора плательщика (иного обязанного лица) и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу).
(в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З, от 29.12.2009 N 72-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
подпунктом 1.5 1.5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

Алексей, по-моему, достаточно аргументов приведено, чтобы Вы согласились, что у налоговой достаточно полномочий и главное достаточно простой порядок, чтобы с конторы списать денюжку. Другой вопрос , что если реально не было задолженности (что подтвердится двусторонним актом). Зачесть в счет других поставок, а вот если их не предвидется судится с налоговой и с фирмой одновременно если те добровольно не уплатят. Либо самим в случае образования задолженности дать инфу в налоговую на эту фирму списание денюжки. Много лет назад на одном крупном заводе мы такм и поступали с особо наглыми покупателями, которые не платили, но мы знали реально какая у них ситуации.
Однажды даже налоговая, как-бы это сказть, чуть не «упала со стула», когда мы поинтересовались что мол не поступает денюжка подозрительно не поступает. Налоговая пошла в банка и у одного и чинов нашла в шуфлядочке свою платежку :-D
tema-14
Статус неизвестенtema-14
[e-mail скрыт]
Республика Беларусь, Минск
#14[498922] 9 ноября 2015, 15:04
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста процедуру взыскания в данной ситуации (у нас аналогичная).
1. Кому заявлять иск (я так понимаю организации не налоговой).
2. Стоит ли соблюдать претензионный порядок (ждать месяц).Причем у нас с организацией есть 2 играющих договора но задолженностей по ним в этом году нет, а они нас сдали налоговой как-будто есть и предоставили не подписанный нами акт-сверки.Так вот по тем договорам претензионный порядок 5 дней (я так понимаю нужна претензия и нужен месячный срок).
3. В какой суд (с учетом изложенного в п. 2 идти: по месту их нахождения или как в договорах?) (я так понимаю по месту их нахождения)
Olgetta
Статус неизвестенOlgetta
[e-mail скрыт]
Беларусь
#15[550533] 29 мая 2019, 17:56
Добрый вечер! Помогите с советом, пожалуйста. Кредиторы списали деньги со счета через налоговую (сумма вписалась два раза, с основного и депозитного счета). По факту оказывается, что задолженность отсутствует. Деньги списали в одностороннем порядке без акта сверки (что кажется абсурдо). Вопрос: как вернуть деньги И как наказать поставщиков за то, что из-за них у нас приостановлены поставки с другими поставщиками, в связи с отсутствием денег на счетах?
Лауреат конкурса «Персона года»
Сергей
Статус неизвестенСергей
garchichko@mail.ru
Беларусь
#16[550534] 30 мая 2019, 8:27
Судя по всему, это они вас наказали.
Pereat mundus et fiat justitia.
Мимимишка
Статус неизвестенМимимишка
[e-mail скрыт]
Беларусь, Борисов
#17[550564] 30 мая 2019, 13:50
Olgetta писал(а):
Добрый вечер! Помогите с советом, пожалуйста. Кредиторы списали деньги со счета через налоговую (сумма вписалась два раза, с основного и депозитного счета). По факту оказывается, что задолженность отсутствует. Деньги списали в одностороннем порядке без акта сверки (что кажется абсурдо). Вопрос: как вернуть деньги И как наказать поставщиков за то, что из-за них у нас приостановлены поставки с другими поставщиками, в связи с отсутствием денег на счетах?
Видимо вы были у них в должниках. Я не знаю этих тонкостей, но у нас на предприятии тоже есть такая практика: контрагенты закупают продукцию и вот на тех, кто становится злостным неплательщиком, начальник финансового отдела совместно с главбухом
Цитата:
"подают на налоги"
. Я так понимаю, что эту процедуру можно сделать один раз в квартал или в месяц (в зависимости от того с какой периодичностью платят налоги ваши кредиторы), должнику даётся какая-то отсрочка, если в этот период он не производит закрытие своих долгов, то налоговая принудительно закрывает счета и, по всей видимости, списывает необходимые суммы долга и переводит на наш счет. *SCRATCH* Никак не накажете, такая практика имеет место быть, поэтому, здесь точно наказали вас.
Olgetta
Статус неизвестенOlgetta
[e-mail скрыт]
Беларусь
#18[550572] 30 мая 2019, 14:26
Мимимишка писал(а):
Olgetta писал(а):
Добрый вечер! Помогите с советом, пожалуйста. Кредиторы списали деньги со счета через налоговую (сумма вписалась два раза, с основного и депозитного счета). По факту оказывается, что задолженность отсутствует. Деньги списали в одностороннем порядке без акта сверки (что кажется абсурдо). Вопрос: как вернуть деньги И как наказать поставщиков за то, что из-за них у нас приостановлены поставки с другими поставщиками, в связи с отсутствием денег на счетах?
Видимо вы были у них в должниках. Я не знаю этих тонкостей, но у нас на предприятии тоже есть такая практика: контрагенты закупают продукцию и вот на тех, кто становится злостным неплательщиком, начальник финансового отдела совместно с главбухом
Цитата:
"подают на налоги"
. Я так понимаю, что эту процедуру можно сделать один раз в квартал или в месяц (в зависимости от того с какой периодичностью платят налоги ваши кредиторы), должнику даётся какая-то отсрочка, если в этот период он не производит закрытие своих долгов, то налоговая принудительно закрывает счета и, по всей видимости, списывает необходимые суммы долга и переводит на наш счет. *SCRATCH* Никак не накажете, такая практика имеет место быть, поэтому, здесь точно наказали вас.
Да, я тоже знаю эту практику, сама так делала, но только после сверки и не оплаты в добровольном порядке. Здесь ключевое то, что мы им ничего не должны, как оказалось, у них взломали программу и они сейчас не могут посмотреть. То есть, они даже сами не знают, за что списали. А у нас в сальдо 0.
Мимимишка
Статус неизвестенМимимишка
[e-mail скрыт]
Беларусь, Борисов
#19[550579] 30 мая 2019, 16:02
Olgetta писал(а):
Мимимишка писал(а):
Olgetta писал(а):
Добрый вечер! Помогите с советом, пожалуйста. Кредиторы списали деньги со счета через налоговую (сумма вписалась два раза, с основного и депозитного счета). По факту оказывается, что задолженность отсутствует. Деньги списали в одностороннем порядке без акта сверки (что кажется абсурдо). Вопрос: как вернуть деньги И как наказать поставщиков за то, что из-за них у нас приостановлены поставки с другими поставщиками, в связи с отсутствием денег на счетах?
Видимо вы были у них в должниках. Я не знаю этих тонкостей, но у нас на предприятии тоже есть такая практика: контрагенты закупают продукцию и вот на тех, кто становится злостным неплательщиком, начальник финансового отдела совместно с главбухом
Цитата:
"подают на налоги"
. Я так понимаю, что эту процедуру можно сделать один раз в квартал или в месяц (в зависимости от того с какой периодичностью платят налоги ваши кредиторы), должнику даётся какая-то отсрочка, если в этот период он не производит закрытие своих долгов, то налоговая принудительно закрывает счета и, по всей видимости, списывает необходимые суммы долга и переводит на наш счет. *SCRATCH* Никак не накажете, такая практика имеет место быть, поэтому, здесь точно наказали вас.
Да, я тоже знаю эту практику, сама так делала, но только после сверки и не оплаты в добровольном порядке. Здесь ключевое то, что мы им ничего не должны, как оказалось, у них взломали программу и они сейчас не могут посмотреть. То есть, они даже сами не знают, за что списали. А у нас в сальдо 0.
Тогда Вам лучше обратиться в саму налоговую, я думаю ваша ситуация не первая и они должны вам помочь. Может представите им подтверждение, что с вас неправомерно "содрали", так они и вернут вам всё обратно, ещё и "по шапке" вашим кредиторам надают. Ну, или, какой-нибудь взаимозачёт с кредиторами, если сумма не запредельная. В любом случае удачи Вам!
Olgetta
Статус неизвестенOlgetta
[e-mail скрыт]
Беларусь
#20[550590] 31 мая 2019, 8:17
Мимимишка писал(а):
Olgetta писал(а):
Мимимишка писал(а):
Olgetta писал(а):
Добрый вечер! Помогите с советом, пожалуйста. Кредиторы списали деньги со счета через налоговую (сумма вписалась два раза, с основного и депозитного счета). По факту оказывается, что задолженность отсутствует. Деньги списали в одностороннем порядке без акта сверки (что кажется абсурдо). Вопрос: как вернуть деньги И как наказать поставщиков за то, что из-за них у нас приостановлены поставки с другими поставщиками, в связи с отсутствием денег на счетах?
Видимо вы были у них в должниках. Я не знаю этих тонкостей, но у нас на предприятии тоже есть такая практика: контрагенты закупают продукцию и вот на тех, кто становится злостным неплательщиком, начальник финансового отдела совместно с главбухом
Цитата:
"подают на налоги"
. Я так понимаю, что эту процедуру можно сделать один раз в квартал или в месяц (в зависимости от того с какой периодичностью платят налоги ваши кредиторы), должнику даётся какая-то отсрочка, если в этот период он не производит закрытие своих долгов, то налоговая принудительно закрывает счета и, по всей видимости, списывает необходимые суммы долга и переводит на наш счет. *SCRATCH* Никак не накажете, такая практика имеет место быть, поэтому, здесь точно наказали вас.
Да, я тоже знаю эту практику, сама так делала, но только после сверки и не оплаты в добровольном порядке. Здесь ключевое то, что мы им ничего не должны, как оказалось, у них взломали программу и они сейчас не могут посмотреть. То есть, они даже сами не знают, за что списали. А у нас в сальдо 0.
Тогда Вам лучше обратиться в саму налоговую, я думаю ваша ситуация не первая и они должны вам помочь. Может представите им подтверждение, что с вас неправомерно "содрали", так они и вернут вам всё обратно, ещё и "по шапке" вашим кредиторам надают. Ну, или, какой-нибудь взаимозачёт с кредиторами, если сумма не запредельная. В любом случае удачи Вам!
Спасибо! Так и сделала вчера
« Первая ← Пред.1 2 След. → Последняя (2) »

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.



Порталы для специалистов

Уведомления
Голосование
Получали вы когда-либо предложение о работе после собеседования в виде офера?



Как относитесь к использованию компаниями оферов?




Как относитесь к компаниям, которые высылают офер, а потом могут его отозвать?


Статистика форума
Дни рождения

Сегодня свой день рождения празднуют 99 пользователей.

Посмотреть все

Ближайшие праздники