|
|
Анатолий писал(а): Victoria писал(а): Каким образом устанавливается классность водителям автомобилей? Как необходимо оформить присвоение водителю соответствующего его квалификации класса?
Свиток: Классность Особенности и условия присвоения классов
Характерной особенностью присвоения классов водителям автомобилей является сложившийся подход к определению 3-го класса: наличие у водителя, прошедшего обучение в учебной организации, водительского удостоверения и талона к нему с разрешающими отметками на право управления транспортными средствами категорий «В» или «С» либо «В» и «С» является основанием считать их квалификацию 3-м классом. В связи с этим 3-й класс водителям специальным решением квалификационной комиссии и приказом (распоряжением) организации не подтверждается.
Однако в штатных расписаниях, приказах нанимателя о приеме на работу, трудовых книжках водителей наименование профессии указывается в соответствии с квалификационной характеристикой, содержащейся в выпуске 52 ЕТКС: «водитель автомобиля 3-го класса», как этого требует ст.19 ТК.
2-й и 1-й классы присваиваются водителям, прошедшим переподготовку в учебных организациях и получившим в водительском удостоверении отметку на право управления механическими транспортными средствами соответствующих категорий. При этом их подготовка и переподготовка считается действительной, если она проходила в учебных организациях, имеющих сертификат Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Согласно Общим положениям ЕТКС (п.16) вопрос о присвоении (повышении) классности решает квалификационная комиссия организации при наличии заявления водителя и представления руководителя соответствующего структурного подразделения.
Квалификационная комиссия создается в соответствии с приказом (распоряжением) нанимателя. Председателем комиссии назначается главный инженер или заместитель руководителя организации, членами - ведущий инженер по организации и нормированию труда, начальник ремонтно-механических мастерских (механик мастерских), инспектор по кадрам, инженеры по охране труда, безопасности движения, а также представитель профсоюзного комитета.
Оценке знаний предшествует проверка соблюдения претендентом двух условий, выполнение которых позволяет присваивать ему очередной класс квалификации.
Первым условием присвоения класса является наличие в водительском удостоверении испытуемого разрешающих отметок на право управления транспортными средствами категорий, которые предусмотрены в квалификационной характеристике того класса, на который претендует водитель; вторым - наличие соответствующего стажа работы в качестве водителя (таблица 1).
Таблица 1
Условия присвоения классов
Класс водителя Первое условие Второе условие
Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления механическими транспортными средствами Требования по стажу, предусмотренные квалификационными характеристиками водителей
категорий, предусмотренных квалификационными характеристиками водителей других возможных сочетаний категорий
3-й «В» или «С» «В» и «С» Требования по стажу не предъявляются. Что касается управления автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой сигнализацией, то необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее 2 лет
2-й «В» и «Е»;
«С» и «Е»;
«D»;
«D» и «Е» «В», «D»;
«С», «D»;
«В», «С», «Е»;
«В», «С», «D»;
«В», «D», «Е»;
«С», «D», «Е»;
«В», «С», «D», «Е» Может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее 2 лет в качестве водителя автомобиля
3-го класса
1-й «В», «С», «D» и «Е» Может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее одного года в качестве водителя автомобиля 2-го класса
Проверка знаний
Проверка теоретических знаний и практических навыков производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в квалификационных характеристиках водителей автомобилей, которые содержатся в выпуске 52 ЕТКС.
Водитель должен ответить на вопросы, предусмотренные в разделах «Характеристика работ» и «Должен знать» квалификационной характеристики, и при необходимости сопроводить ответы показом практических приемов и способов выполнения тех или иных работ, входящих в круг его обязанностей (оформление путевых документов, демонстрация способов оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и др.).
Наряду с этим проверяется знание водителем:
правил внутреннего трудового распорядка в организации;
правил и инструкций по охране труда, безопасных методов и приемов работы;
правил охраны окружающей среды при выполнении работ;
правил, способов, приемов и средств предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на рабочем месте (участке, цехе);
правил управления подъемно-транспортным оборудованием и выполнения стропальных работ, перемещения и складирования груза, где это предусматривается организацией труда на рабочем месте;
основ законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в т.ч. в области оплаты и нормирования труда, содержания коллективного договора организации и процедур ведения переговоров по его заключению;
форм и систем оплаты труда, установленных в организации, их особенностей, порядка установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
порядка и особенностей тарификации и перетарификации работ и рабочих;
основных положений переподготовки водителей;
порядка подготовки к работе автомобилей и оборудования, содержания их в надлежащем состоянии, ведения установленной документации.
Согласно квалификационным характеристикам водители должны знать слесарное дело. Каждому классу, присвоенному водителю, должен соответствовать определенный уровень знаний слесарного дела (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение классов водителей и тарифных разрядов слесарей по ремонту автомобиля
Класс водителей автомобилей 3-й 2-й 1-й
Тарифный разряд слесаря по ремонту автомобилей 2-й 3-й 4-й
Квалификационные характеристики слесаря по ремонту автомобилей 2, 3 и 4-го разрядов содержатся в выпуске 2 ЕТКС.
В связи с этим комиссия проверяет знание водителем квалификационных характеристик слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда. Сдача квалификационной пробной работы, т.е. самостоятельное выполнение нормируемого задания по работам, указанным в разделах «Характеристика работ» и «Примеры работ» квалификационной характеристики слесаря, производится в мастерской организации заблаговременно, непосредственно при ремонте автомобилей. Качество выполнения этого задания и уровень практической подготовки водителя в слесарном деле оценивает начальник ремонтно-механических мастерских (механик, мастер).
Установление водителям разряда слесаря по ремонту автомобилей может производиться одновременно с присвоением класса, однако чаще всего это обусловлено переводом на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. В соответствии с коллективными договорами организаций при присвоении водителям 2-го и 1-го классов кроме требований, предусмотренных их квалификационными характеристиками, учитываются также другие условия, например:
отсутствие за последние 3 года работы в качестве водителя автомобиля нарушений правил дорожного движения (ПДД), повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия (ДТП) или лишение водительских прав;
отсутствие нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций в течение последнего года работы в качестве водителя автомобиля;
систематическое выполнение заданий, графиков перевозок и расписания движения;
отсутствие перерасхода топлива против установленных норм;
соблюдение трудовой и производственной дисциплины и др.
Решение комиссии о присвоении или мотивированном отказе в присвоении класса оформляется протоколом, На основании заключения квалификационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении класса и вносит соответствующую запись в трудовую книжку водителя. |
|
|