|
|
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 10 января 2020 г. № 1 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40» внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек. Согласно пункту 4 этой Инструкции: Цитата: Трудовые книжки заполняются нанимателем (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ нанимателя – физического лица) на всех работников, работающих свыше пяти дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной.
В статье 26 Трудового кодекса по-прежнему Цитата: При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю: …2) трудовую книжку, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ впервые поступающего на работу и СОВМЕСТИТЕЛЕЙ; …Прием на работу без указанных документов не допускается. РАНЬШЕ работник, который уже был трудоустроен где-то по основному месту работы, НЕ МОГ предъявить другому нанимателю свою трудовую книжку (она ВСЕГДА хранилась у нанимателя по месту основной работы) - он автоматически считался совместителем (если без трудовой. А если трудовая при нем, то это место работы будет основным).
Поскольку согласно п.2 этого Постановления трудовые книжки работающих у индивидуальных предпринимателей в настоящее время ВЫДАНЫ РАБОТНИКАМ, то ТЕПЕРЬ у нанимателей (и юридических, и физических лиц) возникает вопрос - какой критерий ТЕПЕРЬ должен применяться для признания организации местом ОСНОВНОЙ работы (не «местом работы по совместительству»)?
МОЖЕТ ЛИ наниматель, внеся запись в ПРЕДЪЯВЛЕННУЮ работником трудовую книжку с последней записью прежнего нанимателя - индивидуального предпринимателя Цитата: Заполнение трудовой книжки прекращено в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» или даже не предпринимателя, а любой организации (!) и ПРИНЯВ ее на хранение, СЧИТАТЬ предоставленное им место работы ОСНОВНЫМ для данного работника?
Ответ очевиден — не может!
Ведь не исключено, что работник либо продолжает работать у прежнего ИП-шника, либо после увольнения из любой организации трудоустроен у любого ИП-шника, который после 28.01.2020 уже не имеет права ни вносить в тр.книжку работника записи, ни хранить ее у себя.
Вот что мне ответило Минтруда: Цитата: В соответствии со статьей 343 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством...
К свободному от основной работы времени относится время за пределами работы по основной работе, выходные и праздничные дни.
Таким образом, при наличии у поступающего на работу гражданина факта трудовых отношений второй и последующие трудовые договоры в любом случае, независимо от наличия у работника на руках трудовой книжки, будут являться трудовыми договорами по совместительству.
В случае наличия у работника двух одинаковых фактов трудовых отношений (без указания на совместительство) в разных организациях, по нашему мнению необходимо исходить от даты начала таких трудовых отношений. Исходя из требований статьи 343 Трудового кодекса, трудовой договор, заключенный более ранней датой, будет являться трудовым договором по основной работе, а остальные последующие трудовые договоры, соответственно, - трудовыми договорами по совместительству.
Поскольку у работников по основному месту работы и по совместительству – Свиток: РАЗНЫЕ ПРАВА, речь не только о налоговых вычетах, но
и о возможности начисления доплаты к пособию по БиР,
и о гарантиях, указанных в главе 15 Трудового кодекса для работников, совмещающих работу с обучением,
и особенности прекращения трудового договора согласно ст.350 ТК,
признания работы сверхурочной согласно ст.119 ТК,
выплаты выходного пособия согласно ст.48 ТК
то ПРИМЕНЕНИЕ к работнику всех предусмотренных законодательством гарантий должно быть ОБОСНОВАНО.
Но ЧЕМ? Ранее, до 28.01.2020г – тем, что именно у данного нанимателя находится трудовая книжка работника…
Вопрос - КАКИЕ действия после 28.01.2020г (даты вступления в силу Постановления Минтруда от 10 января 2020 г. № 1) ДОЛЖЕН производить КАЖДЫЙ НАНИМАТЕЛЬ, принявший от трудоустроенного работника его трудовую книжку, для того, чтобы быть безусловно УВЕРЕННЫМ - предоставленное им место работы является ОСНОВНЫМ для данного работника ?
Кадровики, бухгалтера и наниматели-ИП - у нас проблема... |
|
|